Preview

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

https://doi.org/10.26170/po20-03-06

Полный текст:

Аннотация

Многие исследователи приходят к выводу, что именно университеты должны стать генераторами знаний. Построение цифровой экономики призвано обеспечить, с одной стороны, более эффективное и менее затратное экономическое функционирование, с другой - кардинальное изменение взаимоотношений общества, государства и бизнеса. Это предполагает организацию подготовки кадров, нацеленную на эффективное использование современных возможностей информационно - коммуникационных технологий, связанных с внедрением искусственного интеллекта и робототехники, на базе формирования нового мышления и стиля работы. При этом серьезной проблемой в реализации инициатив цифровой экономики является подготовка кадров, что в свою очередь определяет роль и значение образования в данном процессе. Цель статьи - представить аналитическое обобщение основных направлений цифровой трансформации образовательного процесса в высшей школе, включая формирование интегрированной среды, развитие онлайн - образования, использование отечественных и зарубежных цифровых платформ, инновационных образовательных компонентов, переподготовку и повышение квалификации ППС применительно к цифровым форматам процесса обучения. Научной новизной представленной статьи является определение цифровой трансформации образовательного процесса как креативной системы отношений между его участниками и стейкхолдерами, сформированной в результате разработки и внедрения в процесс обучения современных информационных технологий и соответствующих им коммуникационных устройств, конечным результатом использования которых будет являться создание модели «цифрового университета» как совокупности нормативных требований, предъявляемых к цифровой среде вуза. В результате исследования проведен анализ основных направлений цифровой трансформации образовательного процесса в высшей школе, включая формирование интегрированной среды, развитие онлайн - образования, использование отечественных и зарубежных цифровых платформ, инновационных образовательных компонентов, переподготовку и повышение квалификации ППС применительно к цифровым форматам процесса обучения.

Об авторе

Л. Цяо
Харбинский педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Антонова, Д. А. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений / Д. А. Антонова, Е. В. Оспенникова, Е. В. Спирин // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2018. - № 14. - С. 5-37.

2. Бабин, Е. Н. Цифровизация университета: построение интегрированной информационной среды / Е. Н. Бабин // Университетское образование: практика и анализ. - 2018. - № 22 (6). - С. 44-54.

3. Виссема, Й. Университет третьего поколения. Управление университетом в переходный период : пер. с англ. / Й. Виссема. - М. : Олимп-Бизнес, 2016. - 432 с.

4. Комлева, Н. В. Профессиональная компетентность личности в условиях smart-общества / Н. В. Комлева // Открытое образование. - 2017. - Т. 21, № 1. - С. 27-33.

5. Ларионова, В. А. Цифровая трансформация университетов: заметки о глобальной конференции по технологиям в образовании Edcrunch Ural / В. А. Ларионова, А. А. Карасик // Университетское управление: практика и анализ. - 2019. - № 3 (3). - С. 130-135.

6. Локальные нормативные документы КФУ. Официальный сайт Казанского федерального университета. - URL: https://kpfu.ru/open/lokalnye-dokumenty (дата обращения: 21.05.2020). - Текст : электронный.

7. Министерство образования и науки: цифровизация вузов должна базироваться на реальных проблемах студентов. - URL: https://www.exhtrtcenteraur.ru/minobrnaukicifrovizaciya-vuzov-dolgna-bazirovatcya-na-realnyx-problemax-studentov (дата обращения: 22.05.2020). - Текст : электронный.

8. Можаева, Г. В. Цифровая трансформация в вузах - членах ассоциации «Сибирский открытый университет»: современное состояние, проблемы и перспективы / Г. В. Можаева, А. А. Шабалина // EdCrunch Томск : материалы международной конференции по новым образовательным технологиям (Томск, 29-31 мая 2019 г.). - Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. - С. 45-54.

9. Онлайн-обучение: как оно меняет структуру образования и экономику университета. Открытая дискуссия Я. И. Кузьминов, М. Карной // Вопросы образования. - 2015. - № 3. - С. 8-43.

10. Прохоров, А. Цифровая трансформация. Анализ. Тренды. Мировой опыт / А. Прохоров, Л. Коник. - URL: https://www.books.google.ru (дата обращения: 22.05.2020). - Текст : электронный.

11. Положение об организации образовательного процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий СМК-ПВД-7-01-52-2015. Официальный сайт Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. - URL: https://urfu.ru/ fileadmin/user_upload/common_files/education/mod/polozhenie_EHO_2c_DOT.pdf (дата обращения: 17.05.2020). - Текст : электронный.

12. Порядок проведения вступительных испытаний с использованием дистанционных технологий в ДВФУ. Официальный сайт Дальневосточного федерального университета. - URL: https://www.dvfu.ru/ sveden/document/?show_desktop_mode=true (дата обращения: 15.05.2020). - Текст : электронный.

13. Приказ Министерства образования и науки РФ № 816 от 23 августа 2017 г. «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». - URL: https://minjust.consultant.ru/documents/36757 (дата обращения: 20.05.2020). - Текст : электронный.

14. Сафуанов, Р. М. Колганов. Цифровизация системы образования / Р. М. Сафуанов, М. Ю. Лехмус, Е. А. Колганов // Вестник Уфимского государственного нефтяного технического университета. Наука, образование, экономика. Серия: «Экономика». - 2019. - № 2 (28). - С. 116-121.

15. Сидоров, Г. Цифровой университет: применение цифровых технологий в современных образовательных учреждениях / Г. Сидоров. - URL: https://www.itweek.ru/idea/article/detail.php?ID=192831(дата обращения: 20.05.2020). - Текст : электронный.

16. Семенова, Т. В. Рынок массовых открытых онлайн-курсов: перспективы для России / Т. В. Семенова, К. А. Вилкова, И. А. Щеглова // Вопросы образования. - 2018. - № 2. - С. 173-197.

17. Соколов, Е. А. Информационный сервис электронного документооборота вуза / Е. А. Соколов, С. Н. Середа // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 5. - С. 106-125.

18. Стефанова, Н. А. Оценка эффективности цифровой экономики / Н. А. Стефанова, Т. Э. Рахманова // Карельский научный журнал. - 2017. - Т. 6, № 4 (21). - С. 301-304.

19. Уварова, А. Ю. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уварова, И. В. Дворецкая, И. Д. Фрумин. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 343 с.

20. Университет 20.35. - Екатеринбург : Издательские решения, 2017. - 50 с.

21. Устюжанина, Е. В. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы / Е. В. Устюжанина, С. Г. Евсюков // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2018. - № 1 (97). - С. 3-12.

22. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» // Консультант плюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146342/ (дата обращения: 23.05.2020). - Текст : электронный.

23. Цифровой университет: новое образование для новой экономики. - URL: https://www.libinform.ru/read/articles/TCifrovoj-universitet-novoe-obrazovanie-dly-novoj (дата обращения: 21.05.2020). - Текст : электронный.

24. Южаков, В. Н. Правовые и организационные барьеры для цифровизации образования в Российской Федерации / В. Н. Южаков, А. А. Ефремов // Российское право. Образование, практика, наука. - 2018. - № 6. - С. 18-24.

25. Potkonjak, V. Virtual laboratories for education in science, technology, and engineering: A review / V. Potkonjak, M. Gardner, V. Callaghan // Computers & Education. -2016. - № 95. - P. 309-327.

26. Wu, Yen-Hsiung. Review of trends from mobile learning studies: A meta-analysis / Yen-Hsiung Wu, Yen-Chun Jim Wu // Computers & Education. - 2012. - № 59. - P. 817-827.


Для цитирования:


Цяо Л. ИССЛЕДОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. Педагогическое образование в России. 2020;(3):59-66. https://doi.org/10.26170/po20-03-06

For citation:


Qiao L. RESEARCH OF DIGITAL TRANSFORMATION RUSSIAN OF REGIONAL UNIVERSITIES UNDER MODERN CONDITIONS. Pedagogical Education in Russia. 2020;(3):59-66. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-03-06

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)