Preview

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

https://doi.org/10.26170/po20-03-02

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается необходимость реализации потенциала проектной деятельности студентов для формирования гражданской идентичности. Обозначена актуальность поиска ответа на проблемный вопрос: проектная деятельность на занятиях по каким учебным дисциплинам является наиболее оптимальной и эффективной для формирования гражданской идентичности студентов на основе интеграции теоретической подготовки, практических умений и владений и опыта изучения работы коллективов на базах практики? Цель исследования: разработка содержания проектной деятельности студентов в органичности профессионального и гражданского аспектов. Методология исследования: идеи гражданственности от философии античности и до наших дней; стратегии, концепции и модели формирования гражданской идентичности молодежи в современных междисциплинарных исследованиях. Основные результаты исследования: 1) формулировка понятия гражданская идентичность применительно к проектной деятельности студентов вуза педагогической направленности; 2) обоснование потенциала практики студентов как одного из условий для формирования гражданской идентичности студентов; 3) характеристика средств подготовки студентов для их участия в конкурсе грантов на развитие гражданского общества; 4) апробация проектной деятельности студентов по образцу подготовки заявок на конкурсы грантов; 5) апробация заданий - проектов на период практики студентов; 6) определение эффективности проектной деятельности для формирования гражданской идентичности студентов в условиях практики по специально разработанным критериям как констатирующего этапа в исследовании обозначенной проблемы. Научная новизна гипотезы исследования заключается в обосновании ресурсов проектной деятельности на занятиях по всем видам практики для формирования гражданского самосознания студентов. Теоретическая и практическая значимость заключается в раскрытии потенциала заявленных во ФГОС задач и компетенций проектной деятельности для формирования и укрепления гражданского самосознания студенческой молодежи. Краткие выводы. Одним из оптимальных условий формирования гражданской идентичности студентов является период практики, в ходе которого, на основе приобретенных при освоении теоретического курса компетенций, а также наблюдений и изучения производственного опыта специалистов на базах практики, студенты выдвигают и обосновывают идею заявки по образцу конкурса инициатив по развитию открытого гражданского общества.

Об авторах

Е. Ю. Глазырина
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


Е. В. Донгаузер
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Т. А. Нежинская
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Алпацкий, И. И. Культуроохранные технологии социально-культурной деятельности в системе патриотического воспитания молодежи : автореф. дис. … канд. пед. наук / Алпацкий И. И. - Тамбов, 2004. - 28 с.

2. Амонашвили, Ш. А. Гуманная педагогика: актуальные вопросы воспитания и развития личности / Ш. А. Амонашвили. - М. : Амирата-Русь, 2010. - 285 с.

3. Асмолов, А. Г. Социальные эффекты образовательной политики / А. Г. Асмолов // Национальный психологический журнал. - 2010. - № 2 (4). - С. 100-106.

4. Астафьева, О. Н. Реструктуризация и демаркация коллективных идентичностей в условиях глобализации: будущее национально-культурной идентичности / О. Н. Астафьева // Вопросы социальной теории. - 2010. - Т. 4. - С. 255-281.

5. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский ; сост. М. Ю. Бабанский. - М. : Педагогика, 1989. - 860 с.

6. Бердяев, Н. А. Русская идея / Н. А. Бердяев // О России и русской философской культуре. - М. : Наука, 1990. - С. 134-142.

7. Бондаревская, Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (исходные посылки поиска подхода к воспитанию) / Е. В. Бондаревская. - Ростов н/Д., 1991. - 134 с.

8. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности : монография / Н. М. Борфтко. - Волгоград : Перемена, 2001. - 181 с.

9. Газман, О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О. С. Газман // Классный руководитель. - 2009. - № 3. - С. 37-43.

10. Галактионова, Н. А. Гражданская идентичность как компонент личностной идентичности / Н. А. Галактионова // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2010. - № 1. - С. 10-12.

11. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. - М. : Совершенство, 1998. - 608 с.

12. Гладких, В. В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза: системно-деятельностный подход : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Гладких В. В. - Тамбов, 2011. - 52 с.

13. Глазырина, Е. Ю. Методологические основы применения интерактивных технологий в музыкально-художественном образовании / Е. Ю. Глазырина // Современное музыкальное образование - 2014 : материалы ХIII Международной научно-практической конференции / под общ. ред. И. Б. Горбуновой. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - С. 18-26.

14. Глазырина, Е. Ю. Музыкально-компьютерные технологии в вузе : монография / Е. Ю. Глазырина, Т. А. Нежинская. - М. : ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологи Российской академии образования», 2015. - 302 с.

15. Глазырина, Е. Ю. Функции учебной практики в формировании специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерной деятельности / Е. Ю. Глазырина, Т. А. Нежинская. - Текст : электронный // Педагогика искусства. - 2014. - № 2. - URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine.htm (дата обращения: 02.03.2020).

16. Гофман, А. Б. В поисках утраченной идентичности: традиции, традиционализм и национальная идентичность / А. Б. Гофман // Вопросы социальной теории. - 2010. - Т. 4. - С. 241-254.

17. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера земли / Л. Н. Гумилев. - М. : Проспект, 1990. - 96 с.

18. Джуринский, А. Н. Развитие образования в современном мире : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. / А. Н. Джуринский. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 337 с.

19. Дорохова, Т. С. Технология подготовки студентов-волонтеров к социально-педагогической деятельности с инвалидами / Т. С. Дорохова, Ю. Н. Галагузова, Е. В. Донгаузер [и др.] // Европейские труды социальных и поведенческих наук : 4-й Международный форум педагогического образования. - IFTE, 2018. - С. 967-976.

20. Запесоцкий, А. С. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности / А. С. Запесоцкий // Педагогика. - 2006. - № 2. - С. 13-19.

21. Изменения, которые вносятся в Стратегию государственной культурной политики на период до 2030 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.03.2018 г. № 551-р). - URL: http://government.ru/docs/31923/ (дата обращения: 02.03.2020). - Текст : электронный.

22. Ильин, И. А. Инстинкт духовности : собрание сочинений в 10 т. / И. А. Ильин ; сост. и коммент. Ю. Т. Лисицын. - М. : Русская книга, 1994. - Т. 3. - 105 с.

23. Каптерев, П. Ф. История русской педагогики / П. Ф. Каптерев // Педагогика. - 1994. - № 6. - С. 27-39.

24. Леонтьев, Д. А. Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека / Д. А. Леонтьев // Философские науки. - 2009. - № 10. - С. 5-10.

25. Макаренко, А. С. Воспитание гражданина / А. С. Макаренко ; сост. P. M. Бескина, М. Д. Виноградова. - М. : Просвещение, 1988. - 304 с.

26. Мудрик, А. В. Система формирования гражданина социалистического общества как фактор становления социальной активности будущего учителя / А. В. Мудрик. - М. : Педагогика, 1986. - 104 с.

27. Национальный проект «Культура» и входящие в него федеральные проекты «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура» (2019-2024 гг.) (Паспорт национального проекта «Культура» утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). - URL: https://www.mkrf.ru/ press/news/natsionalnyy_proekt_kultura_plany_i_napravleniya/ (дата обращения: 05.03.2020). - Текст : электронный.

28. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г., № 2403-р. - URL: hрttp://static.government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf (дата обращения: 01.03.2020). - Текст : электронный.

29. Савотина, Н. А. Гражданское воспитание студенческой молодежи в современном вузе : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Савотина Н. А. - М., 2006. - 48 с.

30. Семенова, Ю. А. Гражданская идентичность личности в глобализирующемся мире: философско-антропологический аспект : автореф. дис. … канд. филос. наук / Семенова Ю. А. - Челябинск, 2012. - 22 с.

31. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р). - URL: http://static. government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения: 25.02.2020). - Текст : электронный.

32. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Приказом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. № 703)). - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&nd=102161949 (дата обращения: 26.02.2020). - Текст : электронный.

33. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. - М. : Педагогика, 1989. - 228 с.

34. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования направления подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование, уровень бакалавриата (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.12.2015 г., № 1426). - URL: http://fgosvo.ru/news/8/1583 (дата обращения: 24.01.2020). - Текст : электронный.

35. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 г., № 121). - URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 24.01.2020). - Текст : электронный.

36. Филонов, Г. Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития / Г. Н. Филонов // Педагогика. - 2002. - № 10. - С. 24-29.

37. Фонд Президентских грантов. - URL: https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/ contest/index (дата обращения: 24.01.2020). - Текст : электронный.

38. Dorokhova, T. S. Socio-pedagogical Support for Children with Special Educational Needs at Pre-school Education Institution / T. S. Dorokhova, M. A. Galaguzova, I. V. Volgina // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences : VII International Conference Early Childhood Care and Education. - 2018. - P. 22-27.

39. Shkolyar, L. V. That ‘sound’ phenomenon paradigm as musical and educational challenge / L. V. Shkolyar, E. Y. Glazyrina, A. I. Glazyrina, et al. - Text : electronic // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. - 2018. - Vol. XLV. - P. 396-433. - URL: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs(2357-1330).2018.9.1.


Для цитирования:


Глазырина Е.Ю., Донгаузер Е.В., Нежинская Т.А. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ. Педагогическое образование в России. 2020;(3):16-25. https://doi.org/10.26170/po20-03-02

For citation:


Glazyrina E.Yu., Dongauzer E.V., Nezhinskaya T.A. DESIGN ACTIVITY AS A FORMATION CONDITION STUDENT’S CIVIL IDENTITY. Pedagogical Education in Russia. 2020;(3):16-25. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-03-02

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)