Preview

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ВПО

https://doi.org/10.26170/po20-02-20

Полный текст:

Аннотация

Современное развитие общества и рыночные отношения, которые складываются в нем, требуют от специалиста любого профиля и направления подготовки не только высокого уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций, развитости личностных качеств и особенностей, которые будут способствовать успеху в профессиональной деятельности, но и стремления реализовывать свои потенциальные возможности, постоянно самосовершенствуясь при этом. В связи с этим, перед системой высшего профессионального образования возникают принципиально новые цели и задачи, связанные с подготовкой и воспитанием специалиста так называемого «нового формата». И именно образовательная организация сегодня должна создать для каждого студента такие условия, которые будут способствовать его самопознанию и раскрытию, а также постоянному стремлению к самообучению, саморазвитию и самоактуализации. Целью работы является изучение самоактуализации личности студентов, обучающихся на гуманитарных и технических направлениях, в течение всего периода обучения в системе ВПО. В теоретическом аспекте проанализированы различные подходы к изучению самоактуализации личности, в том числе студента. В ходе исследования нами были использованы теоретические и эмпирические методы. С целью выявления особенностей самоактуализации студентов нами была использована методика измерения уровня самоактуализации личности (CAT), разработанная Л. Я. Гозманом и М. В. Крозом. Анализ результатов свидетельствует о том, что к концу обучения в системе ВПО студенты гуманитарных и технических направлений подготовки демонстрируют показатели самоактуализации личности на разном уровне. Причем, уровень самоактуализации у студентов факультета психологии выше. По нашему мнению, существенные положительные изменения в самоактуализирующейся личности студентов факультета психологии являются следствием грамотно организованного процесса обучения, а также поиска и нахождения индивидуального подхода к каждому из них. Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут использоваться как в практике психологической службы, так и в образовательной организации в целом при построении учебно-воспитательного процесса.

Об авторах

М. В. Ланских
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия


Ю. Н. Гут
Белгородский государственный национальный исследовательский университет; Психологический институт Российской академии образования
Россия


Д. Н. Сазонов
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия


Список литературы

1. Андреев, В. И. Самоактуализирующаяся личность как одна из приоритетных целей образования в XXI веке / В. И. Андреев // Образование и развитие. - 2007. - № 2. - С. 3-9.

2. Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев. - Москва : Флинта ; Наука, 1998. - 165 с.

3. Вахромов, Е. Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации : учебное пособие / Е. Е. Вахромов. - Москва : Международная педагогическая академия, 2001. - 162 с.

4. Гершунский, Б. С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования / Б. С. Гершунский // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 3-7.

5. Деркач, А. А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста / А. А. Деркач // Акмеология. - 2013. - № 1 (45). - С. 11-15.

6. Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. - URL: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 16.03.2020). - Текст : электронный.

7. Кошелева, А. О. Самоактуализация личности в условиях высшего профессионального образования / А. О. Кошелева // Образование и общество. - 2006. - № 2. - С. 26-29.

8. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учебник для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик ; под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

9. Перевалова, T. B. Становление самоактуализирующейся личности будущего учителя в пространстве вузовского педагогического взаимодействия : дис.. канд. пед. наук / Перевалова Т. В. - Иркутск, 2001. - 195 с.

10. Петровская, М. А. Динамика потребностей самоактуализирующейся личности : автореф. дис.. канд. филос. наук / Петровская М. А. - Иркутск, 2007. - 22 с.

11. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 15.03.2020). - Текст : электронный.

12. Самаль, Е. В. Самоактуализация личности в процессе обучения в вузе : дис.. канд. психол. наук / Самаль Е. В. - Ярославль, 2008. - 245 с.

13. Справочная правовая система в России КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.03.2020). - Текст : электронный.

14. Туркова, И. В. Самоактуализация личности студентов в период обучения в медицинском вузе : автореф. дис.. канд. психол. наук / Туркова И. В. - Санкт-Петербург, 2005. - 25 с.

15. Узденов, А. З. Самоактуализация психологов в процессе обучения в вузе : автореф. дис. … канд. психол. наук / Узденов А. З. - Ставрополь, 2006. - 25 с.

16. Ященко, Е. Ф. Особенности самоактуализации студентов с разной профессиональной направленностью / Е. Ф. Ященко // Психологический журнал. - 2006. - № 3. - С. 31-41.


Для цитирования:


Ланских М.В., Гут Ю.Н., Сазонов Д.Н. САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ВПО. Педагогическое образование в России. 2020;(2):159-165. https://doi.org/10.26170/po20-02-20

For citation:


Lanskih M.V., Gut Yu.N., Sazonov D.N. SELF-ACTUALIZATION OF STUDENTS PERSONALITY IN VARIOUS AREAS OF TRAINING IN THE HPE SYSTEM. Pedagogical Education in Russia. 2020;(2):159-165. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-02-20

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)