Preview

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРОЕКТОВ НА БАЗЕ ПЛАТФОРМЫ ARDUINO

https://doi.org/10.26170/po20-02-16

Полный текст:

Аннотация

Проблема исследования: как повысить эффективность формирования креативных способностей школьников в условиях дополнительного образования. Цель описываемого исследования состоит в том, чтобы обосновать эффективность применения платформы Arduino для целей формирования креативных способностей школьников в условиях дополнительного образования. Методология и методы исследования включают теории креативных способностей Дж. Гилфорда, К. Тейлора, Г. Грубера и Я. А. Пономарева, методы анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения, педагогического наблюдения, а также анализа продуктов деятельности. Основные результаты исследования показывают продуктивность проектной деятельности с использованием современных робототехнических наборов для формирования креативных способностей обучающихся. Кроме того, они включают обоснование значимости кейс-метода, опорных схем на основе заданной структуры и тест-карт в формировании креативных способностей школьников на занятиях робототехникой при выполнении технических исследовательских проектов на базе платформы Arduino. Научная новизна результатов исследования состоит в том, что впервые рассмотрен и обоснован имеющийся педагогический опыт и перспективные возможности формирования креативных способностей школьников на занятиях робототехникой при выполнении технических исследовательских проектов на базе платформы Arduino. Теоретическая и практическая значимость результатов. Теоретическая значимость состоит в дополнении педагогических знаний идеями о современных методах и методиках формирования креативности у школьников - кейсах, тест-картах и опорных схем на основе заданной структуры. Практическая значимость исследования состоит в обосновании возможности использования платформы Arduino в условиях дополнительного образования школьников, которое обусловливает не только развитие креативных способностей, но и навыков инженерно-конструкторской деятельности и участвует в формировании будущей специализации обучающегося. Содержательные выводы исследования: рассмотрены креативные способности и выявлена их сущность, описан педагогический потенциал платформы Arduino в формировании у обучающихся креативных способностей, с одной стороны, а с другой стороны, в возможностях работы над технически и коммерчески значимыми проектами. Педагогический потенциал платформы Arduino состоит в широких возможностях для творческой инновационной деятельности на уроках робототехники, а также в сочетании основ программирования с инженерно-конструкторской деятельностью, в ходе которой решаются прикладные технические задачи.

Об авторе

К. В. Шабалин
Тюменский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Выдрин, Д. Ф. Платформа Ардуино: преимущества / Д. Ф. Выдрин, А. О. Махнева, А. Р. Мавлютов. - Текст : электронный // Academy. - 2017. - № 1 (16). - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/platforma-arduino-preimuschestva (дата обращения: 16.01.2020).

2. Гейхман, Л. К. Образовательная робототехника в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / Л. К. Гейхман, М. В. Титова. - Текст : электронный // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. - 2015. - № 4 (14). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-robototehnika-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 16.01.2020).

3. Гилфорд, Дж. Структурная модель интеллекта. Психология мышления / Дж. Гилфорд. - Москва, 1965. - 244 с.

4. Гордиевских, В. М. Микроконтроллеры Lego ev3 и Arduino uno как технологическая основа для курса робототехники в вузе / В. М. Гордиевских, А. А. Кораблев. - Текст : электронный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2016. - № 3 (31). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mikrokontrollery-lego-ev3-i-arduino-uno-kak-tehnologicheskaya-osnova-dlya-kursa-robototehniki-v-vuze (дата обращения: 16.01.2020).

5. Дружинин, В. Н. Психология и психодиагностика общих способностей / В. Н. Дружинин. - Москва, 1994. - 343 с.

6. Омельченко, Е. Я. Краткий обзор и перспективы применения микропроцессорной платформы Arduino / Е. Я. Омельченко, В. О. Танич, А. С. Маклаков [и др.]. - Текст : электронный // ЭС и К. - 2013. - № 21. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kratkiy-obzor-i-perspektivy-primeneniya-mikroprotsessornoy-platformy-arduino (дата обращения: 16.01.2020).

7. Пономаренко, В. И. Использование платформы Arduino в измерениях и физическом эксперименте / В. И. Пономаренко, А. С. Караваев. - Текст : электронный // Известия Вузов. ПНД. - 2014. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-platformy-arduino-v-izmereniyah-i-fizicheskom-eksperimente (дата обращения: 16.01.2020).

8. Подготовка педагога-исследователя в университетском образовании : коллективная монография / отв. ред. д-р пед. наук, проф. В. И. Загвязинский ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Тюменский государственный университет, Институт психологии и педагогики. - Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2017. - 164 с.

9. РОБОЛАБ ВИКИ. - URL: https://robolab.fandom.com/ru/wiki/. - Текст : электронный.

10. Самарина, А. Е. Возможности конструктора «Scratchduino» для обеспечения занятий по робототехнике на разных ступенях школы / А. Е. Самарина. - Текст : электронный // Концепт. - 2016. - № 10. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-konstruktora-scratchduino-dlya-obespecheniya-zanyatiy-po-robototehnike-na-raznyh-stupenyah-shkoly (дата обращения: 16.01.2020).

11. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева. - Москва, 1997. - 224 с.

12. Taylor, C. Various approaches to and definitions of creativity. The nature of creativity / C. Taylor. - Cambridge : Cambridge University Press, 1988. - 446 р.


Для цитирования:


Шабалин К.В. ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРОЕКТОВ НА БАЗЕ ПЛАТФОРМЫ ARDUINO. Педагогическое образование в России. 2020;(2):135-140. https://doi.org/10.26170/po20-02-16

For citation:


Shabalin K.V. FORMATION OF CREATIVE ABILITIES OF SCHOOLCHILDREN IN PERFORMING PROJECTS BASED ON THE ARDUINO PLATFORM. Pedagogical Education in Russia. 2020;(2):135-140. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-02-16

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)