Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

https://doi.org/10.26170/po20-02-15

Полный текст:

Аннотация

В статье исследуется актуальная проблема выбора детьми младшего школьного возраста произведений для чтения. Обосновывается необходимость детального изучения репертуара чтения на ступени начального образования в условиях кризиса читательской культуры в современном обществе. Обсуждаются результаты проективной беседы с обучающимися 1-4-х классов общеобразовательных школ с последующим анализом, синтезом и фактологическим обобщением общего массива полученных данных по вопросам, направленным на выявление читательских приоритетов детей. Главная цель исследования - выявить, характерна ли деформация репертуара чтения для современных детей младшего школьного возраста. Цель достигается посредством ответа на ряд вопросов: какую литературу читают младшие школьники, интересны ли им произведения, с которыми они знакомятся по программе, читают ли они что-то помимо обязательного минимума, какова тематика книг, которые им нравятся, какие герои им нравятся, откуда они узнали об этом герое и какие качества характера героя им импонируют, способствует ли литература, которую выбирают дети для самостоятельного чтения, их духовно-нравственному и эстетическому развитию. В ходе исследования установлено, что репертуар чтения детей младшего школьного возраста фрагментирован, в нем встречаются произведения на самые разные темы. Любимыми жанрами детей являются волшебная сказка, рассказ о животных, приключенческая литература, фантастика и фэнтези, юмористический рассказ. Доля самостоятельного чтения оказывается меньше, чем программного. Деформация круга чтения происходит к четвертому классу и проявляется в слабо выраженной потребности в «серьезном» чтении, увлечении развлекательным чтением, отдалении от поэзии, низкой читательской самостоятельности, влиянии на выбор книг для чтения медиасреды и визуальной культуры. Гендерные различия в предпочтениях детей отмечаются в каждой возрастной группе.

Об авторе

С. Д. Томилова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Беленькая, Л. И. Дети-читатели художественной литературы: типологические особенности чтения на разных этапах детства / Л. И. Беленькая. - Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010. - 207 с.

2. Бородин, С. М. Судьба чтения - судьба образования / С. М. Бородин, В. А. Бородина // Личность и культура. - 2005. - № 6. - С. 38-43.

3. Бородина, В. А. Воспроизводство культуры чтения в России: современное состояние и перспективы / В. А. Бородина // Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России : сборник науч.-практ. работ / сост. В. Я. Аскарова. - Москва, 2007. - С. 19-30.

4. Воронцов, А. В. Социально-познавательная сущность чтения / А. В. Воронцов // Библиотека и чтение в структуре современного образования : материалы Межрегиональной научной конференции (Москва, 29 октября 2009 г.). - Москва : Наука, 2009. - С. 41-48.

5. Галактионова, Т. Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: проблемы исследования / Т. Г. Галактионова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2006. - Т. 6, вып. 14. - С. 177-190.

6. Галактионова, Т. Г. Чтение школьников как социально-психологический феномен Открытого образования (теоретико-методологические основы исследования) / Т. Г. Галактионова ; Санкт-Петербургский гос. ун-т. - Санкт-Петербург : Филологический фак. СПбГУ, 2007. - 163 с.

7. Гончарова, Е. Л. Ранние этапы читательского развития: к теории вопроса / Е. Л. Гончарова // Дефектология. - 2007. - № 1. - С. 4-11.

8. Гудова, М. Ю. Чтение как культурная практика: обоснование методологии исследования / М. Ю. Гудова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2014. - № 3 (39). - С. 82-88.

9. Кабачек, О. Л. Чтение и творчество в контексте психологии развития / О. Л. Кабачек // Чтение как увлечение. - Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. - С. 5-61.

10. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации : утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р. - URL: http://government.ru/docs/27980/ (дата обращения: 22.09.2019). - Текст : электронный.

11. Кривуля, Н. Г. Вестернизация отечественной анимации как проявление тенденций глобализации / Н. Г. Кривуля // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - № 2. - С. 17-19.

12. Плотников, С. Н. Читательская культура в России / С. Н. Плотников // Homo legens: Памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929-1995). - Москва : Дом интеллектуальной книги, 1999. - С. 17-62.

13. Сметанкина, И. П. Педагогические условия формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной литературы о природе : дис.. канд. пед. наук / Сметанкина И. П. - Москва, 1999. - 143 с.

14. Тихомирова, И. И. Программа Чтение: приоритетный проект в области культуры или повышение уровня грамотности? / И. И. Тихомирова // Библиотечное дело. - 2006. -№ 10. - С. 11-20.

15. Черняк, М. А. Словарь как литературный жанр: к вопросу о тенденциях современной прозы / М. А. Черняк // Чтение современного школьника: программное, свободное, проблемное : коллективная монография / под ред. Е. С. Романичевой, Е. А. Асоновой. - Москва : Совпадение, 2016. - С. 152-161.

16. Чудинова, В. П. Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды / В. П. Чудинова // Дети и культура. - Москва : КомКнига, 2007. - С. 131-164.

17. Чудинова, В. П. Чтение детей как национальная ценность / В. П. Чудинова // Просвещение. - 2009. - Вып. 1 (23). - С. 5-8.

18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва : Просвещение, 2011. - 33 с.


Для цитирования:


Томилова С.Д. ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Педагогическое образование в России. 2020;(2):127-134. https://doi.org/10.26170/po20-02-15

For citation:


Tomilova S.D. READING PRIORITIES OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN. Pedagogical Education in Russia. 2020;(2):127-134. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-02-15

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)