Preview

РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

https://doi.org/10.26170/po20-02-14

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития когнитивных способностей обучающихся при освоении математики в начальной школе. Математика - это предмет, при изучении которого дети часто испытывают трудности, связанные с низким уровнем развития у них когнитивных способностей. Когнитивные способности рассматриваются в статье как индивидуально-психологические особенности процессов внимания, восприятия, памяти, мышления, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешном познании окружающего мира. Для решения проблемы развития когнитивных способностей младших школьников предлагается строить процесс обучения математике на основе когнитивно-визуального подхода, основными средствами которого являются визуализированные задачи и словесно-графические систематизаторы. Главное назначение визуализированных задач - это формирование умения «вдумываться в слово» и «всматриваться в образ», обеспечение реализации визуального перевода на основе установления связей между текстом, рисунком и формулой. Различные виды словесно-графических систематизаторов (таблицы, матрицы, опорные конспекты, карты понятий, блок-схемы, интеллект-карты, диаграммы, графики и т. п.) предполагают использование пространственных образов, помогающих осмыслить представленную информацию. Цель работы - показать возможности выделенных средств для развития когнитивных способностей младших школьников на уроках математики в начальной школе. Работая над данной проблемой и реализуя намеченную цель, использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, анализ образовательных программ, обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, изучение продуктов деятельности детей и математическая обработка эмпирического материала. В работе уточнены содержательные связи между когнитивными способностями и визуализированными задачами, обосновано влияние визуализированных задач на отдельные компоненты когнитивных способностей, разработан комплекс визуализированных задач, представлены виды словесно-графических систематизаторов, которые могут быть использованы для развития когнитивных способностей младших школьников на уроках математики.

Об авторах

Л. В. Воронина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Т. В. Истомина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Башмаков, М. И. Информационная среда обучения / М. И. Башмаков, С. Н. Поздняков, Н. А. Резник. - Санкт-Петербург : СВЕТ, 1997. - 400 с.

2. Воронина, Л. В. Развитие визуального мышления в процессе обучения математике в начальной школе / Л. В. Воронина // Когнитивные исследования в образовании : сборник научных статей VII Международной научно-практической конференции / под науч. ред. С. Л. Фоменко ; под общей ред. Н. Е. Поповой. - Екатеринбург, 2019. - С. 29-33.

3. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П. Я. Гальперин. - Москва : Изд-во МГУ, 1985. - 45 с.

4. Далингер, В. А. Методика обучения математике. Когнитивно-визуальный подход : учебник для академического бакалавриата / В. А. Далингер, С. Д. Симонженков. - Москва : Юрайт, 2019. - 340 с.

5. Дружинин, В. Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона» / В. Н. Дружинин // Психологический журнал. - 1998. - № 2. - С. 61-70.

6. Зинченко, В. П. Психологические основы : учебное пособие / В. П. Зинченко. - Москва : Гардарики, 2002. - 431 с.

7. Князева, О. О. Реализация когнитивно-визуального подхода в обучении старшеклассников началам математического анализа : автореф. дис.. канд. пед. наук / Князева О. О. ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2003. - 24 с.

8. Матюшкин, А. М. Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников / А. М. Матюшкин. - Москва : АПН СССР, 1985. - 160 с.

9. Манько, Н. Н. Эволюция дидактического принципа наглядности проективная визуализация педагогических объектов : монография / Н. Н. Манько ; ред. Е. Н. Дементьева. - Уфа : Изд-во БГПУ, 2013. - 220 с.

10. Ратанова, Т. А. Диагностика умственных способностей детей / Т. А. Ратанова. - Москва : Флинта, 2003. - 164 с.

11. Солдатова, E. Л. Развитие когнитивных способностей : учебное пособие / Е. Л. Солдатова ; Юж.-Урал. гос. ун-т. - Челябинск, 1995. - 19 с.

12. Сырникова, H. A. К вопросу о системной трактовке интеллекта / Н. А. Сырникова // Ученые записки института непрерывного педагогического образования : сборник статей. - Нижний Новгород, 1999. - С. 148-151.

13. Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. - Москва : Московский университет, 1975. - 344 с.

14. Шадриков, В. Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. - Москва : Логос, 1994. - 315 с.

15. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. - Москва : Логос, 1996. - 320 с.

16. Штейнберг, В. Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика : монография / В. Э. Штейнберг. - Москва : Народное образование, 2002. - 304 с.

17. Штейнберг, В. Э. Реализация современных педагогических технологий в образовательной практике / В. Э. Штейнберг, Н. Н. Манько // Педагогика : учебное пособие / под общей ред. В. Г. Рындак. - Москва : Высшая школа, 2005. - 497 с.


Для цитирования:


Воронина Л.В., Истомина Т.В. РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ. Педагогическое образование в России. 2020;(2):119-126. https://doi.org/10.26170/po20-02-14

For citation:


Voronina L.V., Istomina T.V. DEVELOPMENT OF COGNITIVE ABILITIES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN TRAINING MATHEMATICS. Pedagogical Education in Russia. 2020;(2):119-126. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-02-14

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)