Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

АМПЛИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОУ

https://doi.org/10.26170/po20-02-13

Полный текст:

Аннотация

Автор обращается к анализу потенциала музейного пространства при решении задач речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной среды. В статье описаны этапы организации взаимодействия педагога с детьми, направленного на обогащение и активизацию словаря детей, развития грамматического строя речи, связной речи при освоении реального и виртуального музейного пространства: «Дом-музей П. П. Бажова», «Дом-музей литературно-мемориальный Ф.М. Решетникова». Представлены формы и приемы включения музейного пространства в образовательную среду дошкольной образовательной организации: предварительная беседа, целью которой является последующее вхождение ребенка в музейное пространство, ознакомление с произведениями художественной литературы, реальная или виртуальная экскурсия, культурно-просветительское мероприятие, проектная деятельность, выставки, в том числе творческие выставки детских работ. Автор описывает содержание этих выставок, рассказывая об их предметном наполнении: минералы различной породы, поделки из минералов, рисунки детей, приводит примеры проведения детьми экскурсий на выставках, которые они создают, показывает, как в эту деятельность могут включаться русскоговорящие дети и дети, для которых русский язык не является родным. В качестве примера обогащения предметно-развивающей среды ДОУ описывается тематический уголок «Почта разных стран и времен». Автор описывает взаимодействие всех участников образовательных отношений, доказывая, что амплификация образовательной среды ДОУ обеспечивает повышение интереса к культуре Урала как у детей, для которых русский язык является родным, так и у детей - представителей других народностей. Включение музейного пространства в образовательную среду ДОУ уменьшает дистанцию между представителями различных народностей. Участники образовательных отношений включаются в проектную деятельность, совместно готовят культурно-просветительские мероприятия, при проведении которых актуализируются представления детей и взрослых об истории Урала.

Об авторе

Е. Б. Плаксина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей / А. Г. Арушанова. - Москва : Мозайка-Синтез, 1999. - 272 с.

2. Беляев, Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений : дис. … канд. пед. наук / Беляев Г. Ю. - Москва, 2000. - 157 с.

3. Комлев, Ю. Э. Музей как субъект социально-культурных коммуникаций региона / Ю. Э. Комлев // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. - 2007. - № 1. - С. 96-99.

4. Комлев, Ю. Э. Формирование и развитие музейных коммуникаций в культурном пространстве региона : автореф. дис. … д-ра культурологии / Комлев Ю. Э. - Санкт-Петербург, 2011. - 40 с.

5. Короткова, Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду / Э. П. Короткова. - Москва : Просвещение, 1978. - 112 с.

6. Короткова, Э. П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста / Э. П. Короткова. - Москва : Просвещение, 1977. - 62 с.

7. Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников / А. И. Максаков. - Москва : Мозайка-Синтез, 2005. - 64 с.

8. Новоторцева, Н. В. Развитие речи детей / Н. В. Новоторцева. - Москва : Гринго, 1995. - 240 с.

9. Рожнова, Е. П. Особенности становления репликового шага в речевом общении между представителями различных национальных культур / Е. П. Рожнова // Большие и малые языки в языковом, культурном и образовательном пространстве поликультурного мира : материалы Международного симпозиума 1 октября 2010 года. - Тверь : ТГУ, 2010. - С. 112-118.

10. Соколова, А. А. Методика обучения диалогу детей шести-семи лет в образовательном процессе ДОУ : автореф. дис. … канд. пед. наук / Соколова А. А. ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2006. - 23 с.

11. Соловьева, О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду / О. И. Соловьева. - Москва : Просвещение, 1966. - 175 с.

12. Старовойтова, Э. В. Роль культурно-просветительской деятельности в образовательной среде ДОУ / Э. В. Старовойтова // Вестник современных исследований. - Омск, 2018. - С. 146-148.

13. Толстой, Н. И. Этнолингвистика в кругу гуманитарных дисциплин / Н. И. Толстой // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. - Москва : Академия, 1997. - 320 с.

14. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е. И. Тихеева. - Москва : Просвещение, 1981. - 111 с.

15. Ушакова, О. С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве / О. С. Ушакова. - Москва : ТЦ «Сфера», 2014. - 288 с.

16. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М. Ф. Фомичева. - Москва : Просвещение, 1989. - 240 с.

17. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - Москва : Смысл, 2001. - 365 с.


Для цитирования:


Плаксина Е.Б. АМПЛИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОУ. Педагогическое образование в России. 2020;(2):114-118. https://doi.org/10.26170/po20-02-13

For citation:


Plaksina E.B. AMPLIFICATION OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION. Pedagogical Education in Russia. 2020;(2):114-118. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-02-13

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)