Preview

Глобальные тенденции в обучении будущих инженеров интонации публичной речи на английском языке: акцент, дискурс, прагматика

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования иноязычной фонологической компетенции в сфере публичных выступлений у студентов технического профиля подготовки. Внимание к просодическому оформлению устных презентаций обусловлено стратегическим значением данной типовой ситуации инженерного общения для будущей успешной профессиональной реализации специалиста. В статье представлена научно обоснованная модель отбора содержания обучения просодическому оформлению публичной речи студентов - будущих инженеров. Даётся описание актуальных тенденций и парадигм, существенно трансформирующих практику обучения произношению неродного языка и интонации в частности. Представленные векторы развития получают трактовку применительно к обучению будущих инженеров. Изучение специфики инженерного дискурса и контекстуальных факторов его функционирования позволило составить просодический портрет специалиста-инженера. Приводятся аргументы в пользу выбранного принципа отбора содержания обучения интонации изучаемого языка, на основе чего осуществляется выявление данных объектов овладения. Имеющиеся у студентов интонационные умения подвергаются анализу с точки зрения их соответствия умениям, требуемым со стороны работодателя. Используемые методы включают аудиторский анализ публичных выступлений студентов и анкетирование специалистов ИТ-индустрии, предполагающее оценку наличия и степени иноязычного акцента учащихся. На основе собранных данных делается вывод о недостаточной развитости интонационных умений студентов, особенно умений повышенного уровня, а именно просодических приёмов воздействия на аудиторию. Даётся обоснование необходимости целенаправленной работы по совершенствованию указанных умений и приведению их в соответствие с запрашиваемыми. Результаты исследования могут получить применение в обучении просодическому оформлению высказываний студентов, обучающихся по смежным направлениям.

Об авторе

Т. А. Полушкина
Московский физико-технический институт (государственный университет)
Россия


Список литературы

1. Бурая Е. А., Галочкина И. Е., Шевченко Т. И. Фонетика современного английского языка. Теоретический курс : учебник для студ. лингв. вузов и фак. - М. : Академия, 2006. - 272 с.

2. Тарева Е. Г. Текст и дискурс: модусы сосуществования на пересечении лингводидактических парадигм // Сб. науч. ст. в честь юбилея д-ра филол. наук, проф. Л. Г. Викуловой / под общ. ред. Е. Г. Таревой. - М. : Московский городской пед. ин-т, 2017. - С. 179-193.

3. Фрейдина Е. Л. Основы публичной речи: learning to speak in public : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 96 с.

4. Фрейдина Е. Л., Абрамова Г. С. Паузация как маркер разговорности в современном британском устном дискурсе // Вестник Московского городского пед. ун-та. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. - 2017. - № 3 (27). - С. 60-67.

5. Шевченко Т. И. Социофонетика: Национальная и социальная идентичность в английском произношении. - М. : ЛЕНАНД, 2016. - 240 с.

6. Alley M. The craft of scientific presentations: critical steps to succeed and critical errors to avoid. - Springer, 2013. - 286 p.

7. Celce Murcia M., Brinton D., Goodwin J. Teaching Pronunciation: A Reference for Teachers of English to Speakers of Other Languages. - Cambridge ; New York : Cambridge University Press, 1996. - 435 p.

8. Common European framework of reference for languages: learning, teaching, assessment. Companion volume with new descriptors. - Provisional edition, Council of Europe, 2017. - 230 p.

9. Derwing T. M., Munro M. J. Pronunciation Fundamentals: Evidence-based perspectives for L2 teaching and research (Language Learning & Language Teaching Vol. 42). - Amsterdam, Philadelphia : John Benjamins Publishing Company, 2015. - 221 p.

10. Hansen E. J. G., Zampini M. L. Phonology and second language acquisition. - Amsterdam, Philadelphia : John Benjamins Publishing Company, 2008. - 382 p.

11. Jenkins J. The phonology of English as an International language: New models, new forms, new goals. - Oxford : Oxford University Press, 2000. - 258 p.

12. Lebrun J.-L. When the scientist presents: an audio and video guide to science talks. - World Scientific Publishing Company, 2009. - 264 p.

13. Morley J. The Pronunciation Component in Teaching English to Speakers of Other Languages // TESOL Quarterly. - 1991. - № 3 (25). - P. 481-520.

14. Moyer A. Foreign Accent: The Phenomenon of Non-native Speech. - Cambridge : Cambridge University Press, 2013. - 232 p.

15. Reed M., Levis J. The Handbook of English Pronunciation. - New York : Wiley-Blackwell, 2015. - 551 p.


Для цитирования:


Полушкина Т.А. Глобальные тенденции в обучении будущих инженеров интонации публичной речи на английском языке: акцент, дискурс, прагматика. Педагогическое образование в России. 2018;(2):44-49.

For citation:


Polushkina T.A. GLOBAL TRENDS IN TEACHING ENGLISH INTONATION OF PUBLIC SPEECH TO ENGINEERING STUDENTS: ACCENT, DISCOURSE, PRAGMATICS. Pedagogical Education in Russia. 2018;(2):44-49. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)