Preview

ВЗАИМОСВЯЗЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ВЫРАЖЕННОСТИ СТРАХОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

https://doi.org/10.26170/po20-02-12

Полный текст:

Аннотация

Исследования психологических особенностей страхов на разных возрастных этапах детского возраста актуальны, поскольку именно страхи обосновывают целый ряд психологических проблем дошкольников, включая нарушения развития. Изучение особенностей эмоциональной сферы и ее коррекция недостижимы без ясного понимания роли семьи в формировании негативного состояния ребенка. В статье анализируются результаты исследования особенностей проявления доминирующих страхов у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях с разными типами родительского воспитания. В исследовании проверялась гипотеза о том, что у детей старшего дошкольного возраста выраженность страхов определяется типом семейного воспитания. Выборка испытуемых включает 46 детей в возрасте от 6 до 6,5 лет. Из них 35 мальчиков и 31 девочка. Взрослую выборку составили 84 родителя в возрасте от 25 до 35 лет. В качестве исследовательского инструментария использовались методики: «Страхи в домиках» А. И. Захарова и М. А. Панфиловой для выявления и уточнения преобладающих видов страхов; «Стратегии семейного воспитания» С. С. Степанова в модификации И. И. Махониной, направленная на анализ преобладающих стилей воспитания в семье. В результате проведенного исследования были обнаружены статистически значимые различия в показателях выраженности видов страхов у дошкольников разного пола, а также в типах родительского воспитания. Результаты исследования могут быть полезны в практике семейного консультирования, для разработки коррекционно-развивающих программ, направленных на преодоление страхов у детей и коррекцию стиля родительского воспитания.

Об авторах

Ю. Н. Гут
Белгородский государственный национальный исследовательский университет; Психологический институт Российской академии образования
Россия


С. В. Шкилев
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия


Н. Н. Доронина
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия


Е. И. Зиборова
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия


Список литературы

1. Андерсон, С. В. Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста / С. В. Андерсон. - Текст : электронный // Молодой ученый. - 2016. - № 5. - С. 2-5. - URL: https://moluch.ru/archive/109/26967/ (дата обращения: 11.01.2020).

2. Божович, Л. И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Л. И. Божович // Международная педагогическая академия. - 1995. - Т. 209. - С. 74-82.

3. Гарбузов, В. И. Нервные и трудные дети / В. И. Гарбузов. - Санкт-Петербург : Астрель-СПб, 2005. - 351 с.

4. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. - Санкт-Петербург : Речь, 2005. - 320 с. - URL https://www.psyoffice.ru/3714-zakharov-a.-i.-dnevnye-i-nochnye-strakhi-u-detejj.html (дата обращения: 11.01.2019). - Текст : электронный.

5. Кочетова, Ю. А. Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений / Ю. А. Кочетова. - Текст : электронный // Психологическая наука и образование. - 2012. - Т. 17, № 3. - С. 77-87. - URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2012/n3/54317_full.shtml (дата обращения: 10.01.2020).

6. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры : практическое пособие для психологов, педагогов, родителей / М. А. Панфилова. - Москва : ГНОМ и Д, 2017. - 160 с.

7. Прихожан, А. М. Тревожность и страх у младших школьников. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / А. М. Прихожан ; под ред. И. В. Дубровиной. - Москва : Академия, 1997. - С. 84-93.

8. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - Москва : Прогресс, 1994. - 479 с.

9. Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья / А. С. Спиваковская. - Москва : МГУ, 2000. - 464 с.

10. Спиваковская, А. С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция) / А. С. Спиваковская. - Москва : МГУ, 1988. - 200 с.

11. Фрейд, З. Психоанализ детских страхов / З. Фрейд. - Москва : Азбука-классика, 1999. - 288 с.

12. Шевырева, Е. Г. Детские страхи в старшем дошкольном возрасте и способы их коррекции / Е. Г. Шевырева. - Текст : электронный // Бюллетень науки и практики. - 2018. - Т. 4, № 1. - С. 352-356. - URL: http://www.bulletennauki.com/shevyreva-eg (дата обращения: 15.01.2020).

13. Bowlby, J. A secure base: Parent-child attachment and healthy human development / J. Bowlby. - New York, 1998.

14. Cantor, J. Modifying fear responses to mass media in preschool and elementary school children / J. Cantor, B. J. Wilson // Journal of Broadcasting. - 1984. - Vol. 28. - P. 51-59.

15. Rudnev, M. Relations Among Higher Order Values Around the World / M. Rudnev, V. Magun, S. Schwartz // Journal of Cross-Cultural Psychology. - 2018. - Vol. 49 (8). - P. 1165-1182. - Doi: 10.1177/0022022118782644.

16. Tomkins, S. Affect, imagery, consciousness / S. Tomkins. - New York, 1992. - Vol. I: The positive affects.


Для цитирования:


Гут Ю.Н., Шкилев С.В., Доронина Н.Н., Зиборова Е.И. ВЗАИМОСВЯЗЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ВЫРАЖЕННОСТИ СТРАХОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. Педагогическое образование в России. 2020;(2):106-113. https://doi.org/10.26170/po20-02-12

For citation:


Gut Yu.N., Shkilev S.V., Doronina N.N., Ziborova E.I. THE RELATIONSHIP OF PARENTAL EDUCATION AND THE SEVERITY OF FEARS IN PRE-SCHOOL AGE. Pedagogical Education in Russia. 2020;(2):106-113. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-02-12

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)