Preview

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ОСНОВЕ ВАЛЮАЦИИ

https://doi.org/10.26170/po20-02-08

Полный текст:

Аннотация

Мотивация образования определяется стремлением к личной конкурентоспособности. Поэтому необходимо исследовать современные педагогические методы, развивающие личную конкурентоспособность. Цель - проследить, как обеспечивается переход от объектного усвоения к валюации, базирующейся на механизме «ценностного оценивания» и формирующей субъектную позицию. Как же валюация приводит систему ценностей к существенному повышению личной конкурентоспособности? На это отвечает методология культурно-исторического развития психики, согласно которой новообразования в человеческой психике предварительно появляются в общественном сознании, а затем становятся достоянием личности человека. Теория валюации Й. М. Херманса Губерта практически полностью согласуется с этой методологией. Для решения поставленных задач нами была разработана анкета (55 вопросов) «Какова моя конкурентоспособность?», которая была предложена 230 студентам вузов г. Екатеринбурга. Вопросы сформулированы с учетом теории валюации, включающей в себя самоконфронтацию. В программе IBM SPSS Statistics 23 была получена 9-ти факторная структура модели представлений обучающихся об их отношении к формированию личной конкурентоспособности на основе валюации. Выявлено, что повысилась личная конкурентоспособность за счет переживания моментов осознания ценностей, предающих личностный смысл деятельности, осмысления предназначения профессиональной деятельности при условии автономного применения метода самоконфронтации (когда действуют «вопреки», «несмотря на»). Эти закономерности позволят добиться формирования личной конкурентоспособности в образовании студентов. Выводы: обоснован переход от объектного усвоения содержания, нагружающего память обучающегося, к валюации, базирующейся на механизме «ценностного оценивания»; благодаря валюации повысилась личная конкурентоспособность в процессе переживания ценных моментов, обретающих индивидуальную ценность и воспринимающихся как личностный смысл, способствующий мотивации и победе в личной конкуренции, создается основа для формирования ситуации успеха в обучении, а победа в личной конкуренции обладает валюативным педагогическим потенциалом, который проявляется в ярких переживаниях.

Об авторах

С. А. Днепров
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


Т. В. Зареева
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Андреев, В. И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В. И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий, 2013. - 468 с.

2. Валежанина, Т. В. Результаты факторного анализа саморазвития конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения / Т. В. Валежанина, С. А. Днепров // Образование и саморазвитие. - 2014. - № 2 (40). - С. 174-180.

3. Днепров, С. А. Анкета «Какова моя конкурентоспособность?» / С. А. Днепров, Т. В. Зареева ; Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург, 2019. - 12 с.

4. Днепров, С. А. Макаренко о воспитании конкурентоспособности / С. А. Днепров, Т. В. Зареева // Формирование кадрового потенциала СПО - инновационные процессы на производстве и в профессиональном образовании : сборник науч. тр. IX Междунар. науч.-практ. конф., 16 февр. 2016 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2016. - С. 11-16.

5. Евплова, Е. В. Личностная (индивидуальная) и корпоративная конкурентоспособность будущего специалиста: сходства и различия / Е. В. Евплова, Т. В. Зареева // Вестник ВЭГУ. - 2017. - № 4 (90). - С. 32-40.

6. Зареева, Т. В. Проблемы высшего образования по формированию конкурентоспособной личности студента / Т. В. Зареева, С. А. Днепров // Практико-ориентированная подготовка педагогов-исследователей в системе профессионального образования : сборник трудов конф., 17-18 марта 2016 г. / Тюмен. гос. ун-т. - Тюмень, 2016. - С. 106-116.

7. Портер, М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер ; пер. с англ. И. Минервина. - Москва : Альпина Паблишер, 2011. - 454 с.

8. Херманс, Губерт Й. М. Личность как мотивационный рассказчик: теория валюации и метод самоконфронтации / Й. М. Херманс Губерт ; пер с англ. Д. А. Кутузовой и Ф. И. Барского // Постнеклассическая психология. Социальный конструкционизм и нарративный подход. - 2007. - № 1 (3). - С. 7-53.

9. Hermans, H. J. M. Man as a motivated storyteller: evaluation theories and Self-Confrontation Method / H. J. M. Hermans // Advances in Personal Construct psychology / ed. by R. A. Neimeyer, G. J. Neimeyer. - 2002. - P. 3-38.

10. Hermans, H. J. M. Dialogue on its own: the process of positioning in space and time / H. J. M. Hermans // Oxford Handbook of the Self / ed. by S. Gallagher. - Oxford, UK : Oxford University Press, 2011. - P. 654-680.

11. Hermans, H. J. M. Dialogical theory of the I and increasing multiplicity of the I-position in a globalizing society: an Introduction / H. J. M. Hermans // New directions for child and adolescent development (NDCAD). - 2012. - Р. 1-21.

12. Hermans, H. J. M. Dialogue policy in the field of education / H. J. M. Hermans // Journal of constructivist psychology. - 2013. - P. 81-89.

13. Hermans, H. J. M. Dialogic self-government: Meaning as movement / H. J. M. Hermans, H. J. G. Kempen. - San Diego : Academic Press.

14. Hermans, H. J. M. Dialogical self-government: Beyond individualism and rationalism / H. J. M. Hermans, H. J. G. Kempen, R. Van Loon // American psychologist. - 1992. - Р. 23-33.

15. Hermans, H. J. M. Dialogical theory of self-determination. Positioning and Counter-positioning in a globalizing society / H. J. M. Hermans, A. Hermans-Konopka. - Cambridge University Press, 2010.


Для цитирования:


Днепров С.А., Зареева Т.В. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ОСНОВЕ ВАЛЮАЦИИ. Педагогическое образование в России. 2020;(2):66-76. https://doi.org/10.26170/po20-02-08

For citation:


Dneprov S.A., Zareeva T.V. FACTOR ANALYSIS OF THE STUDENTS’ ATTITUDE TO FORMING PERSONAL COMPETITIVENESS BASED ON VALUATION. Pedagogical Education in Russia. 2020;(2):66-76. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-02-08

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)