Preview

О КРЕАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

https://doi.org/10.26170/po20-02-07

Полный текст:

Аннотация

В статье доказывается, что креативно ориентированное профессиональное образование (КОПО) включает: 1) не только продуктивное творчество педагогов, но и их репродуктивное творчество в виде самообразования, самовоспитания и использования новаций, созданных другими педагогами; 2) в основном репродуктивное творчество студентов во всех видах их самостоятельной деятельности, если оно основывается на их научном самопознании (НС). Общим видом продуктивного творчества всех субъектов образовательного процесса является их НС. В условиях непрерывного образования все указанные виды творчества должны «работать» на протяжении всей трудовой деятельности человека. Определены комплекс тех способностей, которые конституируют креативность личности как феномен, и те факторы и условия, которые детерминируют ее развитие и реализацию. Основанием КОПО также является разработанная автором концепция научного самопознания. Говорить о продуктивном творчестве педагогов можно только в том случае, если они используют свои новации в форме проблемного обучения только в первоначальное время. Затем, вследствие многократного проведения со студентами занятий по одной и той же модели, деятельность педагогов для них становится стереотипной, и остается творческой для новых потоков студентов. Но проблемное обучение ограничено, т. к. в нем проблемы ставит только педагог, что инициативность студентов не развивает. Формирование креативности студентов становится полноценным, если они сами ставят вопросы и ищут на них ответы. Научное самопознание студентов, строящееся на применении в нем общих понятий учебных дисциплин по человекознанию в качестве его методов, открывает для этого огромные возможности. В силу того, что НС является творческим процессом, то и осуществляемые на его основе виды самостоятельной деятельности студентов также приобретают творческий характер, выступая факторами формирования их креативности. Предлагается новый комплекс средств развития креативности студентов.

Об авторе

В. В. Байлук
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Акманаева, Д. Х. Научная деятельность студентов как фактор повышения функциональности высшего профессионального образования : автореф. дис.. канд. социол. наук / Акманаева Д. Х. - Пенза, 2012.

2. Байлук, В. В. Принципы и методы воспитания и самовоспитания студентов / В. В. Байлук. - Екатеринбург, 2007.

3. Байлук, В. В. Человекознание Самообразовательная и самовоспитательная реализация личности как законы успеха / В. В. Байлук. - Екатеринбург, 2012.

4. Байлук, В. В. Научная деятельность студентов: системный анализ / В. В. Байлук. - Москва, 2018.

5. Байлук, В. В. Самопознание и саморазвитие личности в их взаимосвязи / В. В. Байлук. - Екатеринбург, 2019.

6. Байлук, В. В. Роль самопознания в саморазвитии студентов / В. В. Байлук // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 4.

7. Байлук, В. В. О природе творчества (аналитико-синтетический подход) / В. В. Байлук // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 1.

8. Вишняков, Н. Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения / Н. Ф. Вишняков. - Минск, 1995.

9. Дзиоев, А. Р. Студент и наука: воспитание творчеством / А. Р. Дзиоев // Вестник Московского педагогического университета. Серия: Философские науки. - 2015. - № 2 (14).

10. Кузьмина, Р. К. О творчестве, видах творчества и их особенностях / Р. К. Кузьмина // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-2.

11. Лабзина, П. Г. Проблемы развития креативности студентов технического вуза как способности к творчеству / П. Г. Лабзина // Вестник Самарского государственного технического университета. - 2011. - № (16). - С. 68-72.

12. Маслоу, А. Г. Дальние пределы человеческой психики / А. Г. Маслоу. - Санкт-Петербург, 1997.

13. Новосёлов, С. А. Подготовка студентов к педагогическому творчеству: система понятий и ее воспитательная направленность / С. А. Новосёлов // Понятийный аппарат педагогики и образования. - Екатеринбург, 2017. - С. 258-266.

14. Словарь по социальной педагогике. - Москва, 2002.

15. Тарасова, В. Н. Развитие готовности выпускников педвуза к профессиональному творчеству / В. Н. Тарасова // Научный поиск. - 2014. - № 3. - С. 3-6.

16. Терёхина, В. С. Научно-исследовательская деятельность студентов как объект управления в современном российском вузе : автореф. дис. … канд. социол. наук / Терёхина В. С. - Москва, 2012.


Для цитирования:


Байлук В.В. О КРЕАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ. Педагогическое образование в России. 2020;(2):51-65. https://doi.org/10.26170/po20-02-07

For citation:


Bayluk V.V. ABOUT CREATIVE-ORIENTED VOCATIONAL EDUCATION. Pedagogical Education in Russia. 2020;(2):51-65. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-02-07

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)