Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

ПРОДВИЖЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ЗА РУБЕЖОМ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

https://doi.org/10.26170/po20-02-06

Полный текст:

Аннотация

Авторы рассматривают продвижение русского языка за рубежом как основу для сохранения исторической памяти. В условиях увеличения попыток искажения истории, установления препятствий общению между народами разных стран необходим постоянный поиск эффективных средств межкультурного взаимодействия и развития новых коммеморативных практик. Такими средствами сегодня становятся реализуемые на основе цифровых технологий всевозможные виды игровой, проектной и конкурсной деятельности, способствующие продвижению русского языка за рубежом и сохранению исторической памяти. Продвижение русского языка, передача и сохранение исторических знаний дают возможность межкультурного обмена и постижения причин поступков людей, а потому они являются эффективным средством развития международного сотрудничества и международной безопасности. На примере реализации молодежного проекта «Живая история» и сетевого культурно-образовательного проекта «Межкультурный диалог по-русски» показывается расширение количества и совершенствование средств и способов продвижения русского языка и сохранения исторической памяти как важного направления в формировании сознания молодежи разных стран, для которых международное общение и уважительное отношение к гражданам других государств становится естественным и осознанным качеством личности, что создает условия для международного сотрудничества и сохранения мира на планете. Проблема исследования: какие инновационные способы можно использовать для продвижения русского языка за рубежом и сохранения исторической памяти? Цель: исследовать и представить взаимосвязь процессов продвижения русского языка за рубежом и сохранения исторической памяти на примере опыта использования в Уральском государственном педагогическом университете проектного подхода и цифровых технологий. Методологической основой исследования являются методы системного анализа, теоретического обобщения, анализа и синтеза, описания, систематизации, абстрагирования и другие, которые были использованы для обработки и представления информации. Основные результаты: в статье обоснована потребность современной России в активизации работы по продвижению русского языка за рубежом и сохранению памяти об истории России и ее роли в событиях мировой истории как значимого направления в формировании международной безопасности и международного сотрудничества, представлен опыт использования реализации проектов в области продвижения русского языка за рубежом и сохранения исторической памяти с использованием цифровых технологий. Новизна исследования заключается в проведенном анализе взаимосвязи процессов продвижения русского языка за рубежом и сохранения исторической памяти и представлении их как инновационного, эффективного средства формирования международной безопасности и международного сотрудничества. Практическая и теоретическая значимость результатов: авторы показали возможность эффективно использовать привлекательные для молодежи проектные, творческие, игровые и конкурсные формы образовательной и культурной деятельности, использования в них цифровых технологий для продвижения русского языка за рубежом и сохранения исторической памяти.

Об авторах

И. С. Шахнович
Уральский государственный педагогический университет
Россия


И. А. Попп
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Арская, Ю. А. Продвижение русского языка за рубежом как инструмент «мягкой силы»: роль вузов в реализации Концепции государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом (на примере деятельности Иркутского государственного университета) / Ю. А. Арская. - Текст : электронный // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». - 2017. - Т. 22. - С. 141-148. - URL: http://izvestiapolit.isu.ru/ru/article/file?id=1027 (дата обращения: 09.02.2020).

2. Артемьева, Е. С. Сохранение исторической памяти как актуальная проблема подрастающего поколения / Е. С. Артемьева. - Текст : электронный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2017. - № 2 (34). - URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2017/2_34/23.pdf (дата обращения: 07.02.2020).

3. Владимир Путин: «Главный ресурс мощи России в нашей исторической памяти». - URL: http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/15/vladimir_putin_glavnyj_resurs_mowi_rossii_v_nashej_istoricheskoj_pamyati (дата обращения: 09.02.2020). - Текст : электронный.

4. Зиннатуллина, З. Р. Продвижение русского языка за рубежом через реализацию международных молодежных проектов: практико-ориентированный подход / З. Р. Зиннатуллина, И. А. Попп, И. С. Попп // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 12. - С. 29-33.

5. Инновационные подходы к раскрытию гражданского потенциала современной молодежи: содержание, тенденции, современные технологии. Курс онлайн-обучения патриотическому воспитанию. - URL: http://живаяистория-россии.рф/courses/guruPrograms/1-all-courses/3-patriot-online.html (дата обращения: 07.02.2020). - Текст : электронный.

6. Концепция внешней политики Российской Федерации (12 февраля 2013 г.). - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70218094 (дата обращения: 09.02.2020). - Текст : электронный.

7. Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом (утверждена Президентом РФ 03.11.2015 № Пр-2283). - URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/50644 (дата обращения: 02.02.2020). - Текст : электронный.

8. Лагерев, Ф. Г. Сохранение исторической памяти как фактор гражданского и нравственного становления молодежи / Ф. Г. Лагерев. - URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/11/19/sokhranenie-istoricheskoy-pamyati-kak-faktor-grazhdanskogo-i (дата обращения: 02.02.2020). - Текст : электронный.

9. Лихачев, Д. С. Письма к молодым читателям / Д. С. Лихачев. - URL: https://facets.ru/edu/likhachev14.htm (дата обращения: 10.02.2020). - Текст : электронный.

10. Леоненко, Н. О. Профессионально-личностное развитие студентов в межкультурном диалоге: опыт реализации сетевого российско-польского проекта / Н. О. Леоненко, Б. Голабек, А. Новаковски [и др.] // Материалы междун. науч.-практ. конф. «Межкультурная коммуникация в глобальном контексте: проблемы языка, литературы и методики преподавания». - Актобе, Казахстан, 2018. - С. 18-22.

11. О России по-русски. Интернет-портал. - URL: http://o-rossii.ru (дата обращения: 07.02.2020). - Текст : электронный.

12. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества (утверждены Президентом РФ 18.12.2010). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130289 (дата обращения: 09.02.2020). - Текст : электронный.

13. Попп, И. А. Проект «Живая история» - инструмент комплексного формирования гражданской идентичности молодежи / И. А. Попп, А. И. Бурова, И. С. Попп [и др.]. - Текст : электронный // Начало Второй мировой войны: национальные историографические традиции и историческая память : материалы международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 25-28 октября 2017 г.). - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32607112_62438790.pdf (дата обращения: 07.02.2020).

14. Попп, И. А. Государственная политика по сохранению исторической памяти граждан Российской Федерации: нормативно-правовой аспект / И. А. Попп, И. С. Шахнович // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 12. - С. 42-49.

15. Попп, И. А. Проектный подход в патриотическом воспитании молодежи (на примере Всероссийского патриотического проекта «Живая история») / И. А. Попп, И. С. Шахнович // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 12. - С. 210-214.

16. Путин предостерегает от забвения исторической памяти. - Текст : электронный // Известия. - 2007. - 9 мая. - URL: https://iz.ru/news/399011 (дата обращения: 02.02.2020).

17. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. - URL: http://www.kremlin.ru/supplement/424 (дата обращения: 10.02.2020). - Текст : электронный.

18. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35269 (дата обращения: 09.02.2020). - Текст : электронный.

19. Указ Президента Российской Федерации от 30.11.2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41451 (дата обращения: 09.02.2020). - Текст : электронный.

20. Шахнович, И. С. Направленность социальной активности / И. С. Шахнович // Социальная активность молодежи как условие развития современного общества : сборник научных трудов по итогам Всероссийских педагогических чтений им. Б.И. Лившица, 2-3 февраля 2010 г. : в 2-х ч. / Уральский государственный педагогический ун-т. - Екатеринбург, 2010. - Ч. 1. - С. 268-274.

21. Шахнович, И. С. Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне (на примере конкурса и книги «Юные герои Отечества») / И. С. Шахнович, И. А. Попп, З. Р. Зиннатуллина [и др.] // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 3. - С. 97-103.


Для цитирования:


Шахнович И.С., Попп И.А. ПРОДВИЖЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ЗА РУБЕЖОМ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ. Педагогическое образование в России. 2020;(2):41-50. https://doi.org/10.26170/po20-02-06

For citation:


Shacknovich I.S., Popp I.А. PROMOTION OF THE RUSSIAN LANGUAGE ABROAD AS A MEANS OF STORING HISTORICAL MEMORY. Pedagogical Education in Russia. 2020;(2):41-50. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-02-06

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)