Preview

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ В СТРУКТУРЕ МЕДИАТОПИКА «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА» (ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

https://doi.org/10.26170/po20-02-04

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена двум основным проблемам. С одной стороны, это отклик печатных СМИ на предстоящее событие - 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. С другой стороны, это возможности дидактической интерпретации жанра политического портрета в системе преподавания русского языка как иностранного. С точки зрения автора, в настоящее время можно говорить о медиатопике «Великая Отечественная война», который имеет множественную жанровую дифференциацию. С данным медиатопиком соотносятся биографические жанры, и прежде всего - биографии военачальников, высших руководителей страны и рядовых участников войны. Кроме этого, в структуру медиатопика входят мемуарные жанры, жанр портретного очерка и полемические жанры: «Опровержение», «Точка зрения», «Обсуждение». В связи с попытками пересмотра итогов войны и фальсификации истории получил второе рождение и такой жанр, как «Порицание» (отповедь, филиппика). В рамках медиатопика «Великая Отечественная война» активно используются также жанры «Интервью», «Прогноз», «Заметка», «Расследование», «Кинорецензия» и ряд других текстовых форм, способствующих пополнению жанрового корпуса. Автор статьи считает, что богатейший материал СМИ имеет широкие возможности для дидактической интерпретации, и прежде всего - с целью преподавания русского языка как иностранного. Необходимость включения материала о Великой Отечественной войне в учебные пособия по РКИ обусловлена, в том числе, отсутствием или недостаточностью информации о крупнейших российских политиках прошлого и настоящего, что ведет к формированию неполных или искаженных представлений о России. Сказанное возможно восполнить посредством учебных пособий специализированного типа, которые преподаватель может использовать как полностью, так и по частям. В качестве образца в статье представлены фрагменты такого пособия (выдержки из биографий А. Н. Косыгина и А. Микояна, посвященные их деятельности во время Великой Отечественной войны), реализующие две стратегии - информирующую и обучающую. С опорой на трактовку языковой компетенции Ю. Апресяна автор статьи представил систему обучающих заданий к этим текстам, способствующую формированию не только навыков говорения, слушания, письма и чтения, но и системного фонда знаний о российских политиках ХХ и ХХI веков.

Об авторе

Н. Б. Руженцева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Апресян, Ю. Д. Английские синонимы и синонимический словарь / Ю. Д. Апресян // Англо-русский синонимический словарь. - Москва : Рус. яз., 1979. - 544 с.

2. Виноградов, С. И. Нормативный и коммуникативно-прагматический аспект культуры речи / С. И. Виноградов // Культура русской речи и эффективность общения. - Москва : Наука, 1996. - С. 121-152.

3. Грабельников, А. А. Работа журналиста в прессе / А. А. Грабельников. - Москва : Рип-холдинг, 2004. - 274 с.

4. Дускаева, Л. Р. Политический анализ в прессе: жанрово-стилистический аспект / Л. Р. Дускаева // Язык СМИ и политика. - Москва :МГУ, 2012. - С. 441-495.

5. Еремина, С. А. Риторика в сфере педагогического образования. Монолог / С. А. Еремина, Е. В. Дзюба, Э. В. Попова. - Екатеринбург, 2008. - 178 с.

6. Клушина, Н. И. Особенности публицистического стиля / Н. И. Клушина // Язык средств массовой информации. - Москва : Академический проект ; Альма матер, 2008. - С. 479-495.

7. Колесниченко, А. В. Практическая журналистика : учебное пособие / А. В. Колесниченко. - Москва : МГУ, 2008. - 180 с.

8. Коньков, В. И. Речевая структура газетных жанров : учебное пособие / В. И. Коньков. - Санкт-Петербург : Роза мира, 2004. - 220 с.

9. Кройчик, Л. Е. Система журналистских жанров / Л. Е. Кройчик // Основы творческой деятельности журналиста. - Санкт-Петербург : Знание ; СПбИ - ВЭСЭП, 2000. - С. 125-167.

10. Левшина, Н. Н. Практика речи. Жизнь и творчество русских композиторов / Н. Н. Левшина. - Москва : Флинта ; Наука, 2006. - 168 с.

11. Майданова, Л. М. Практическая стилистика жанров СМИ / Л. М. Майданова, С. О. Калганова. - Екатеринбург : Гуманитарный ун-т, 2006. - 168 с.

12. Малышева, Е. Г. Методология и методы медиаисследований / Е. Г. Малышева, О. С. Рогалева. - Омск : Изд-во Омск. гос. ун-та, 2017. - 132 с.

13. Солганик, Г. Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста / Г. Я. Солганик // Вести Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2001. - № 3. - С. 5-16.

14. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати / А. А. Тертычный. - Москва : Аспект-Пресс, 2000. - 312 с.

15. Шостак, М. И. Жанры газеты / М. И. Шостак. - Москва : МГИ, 1999. - 210 с.


Для цитирования:


Руженцева Н.Б. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ В СТРУКТУРЕ МЕДИАТОПИКА «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА» (ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ). Педагогическое образование в России. 2020;(2):29-35. https://doi.org/10.26170/po20-02-04

For citation:


Ruzhentseva N.B. POLITICAL PORTRAIT IN THE STRUCTURE OF MEDIA GREAT PATRIOTIC WAR (DIDACTIC ASPECT). Pedagogical Education in Russia. 2020;(2):29-35. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-02-04

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)