Preview

ИСТОРИКИ В ДИАЛОГЕ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ПАМЯТЬ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ: НАПРАВЛЕНИЯ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРАКТИКИ МЕМОРИАЛИЗАЦИИ В БЕЛАРУСИ И РОССИИ»

https://doi.org/10.26170/po20-02-03

Полный текст:

Аннотация

В мае 2020 г. исполняется 75 лет с момента окончания Великой Отечественной войны. Чем дальше в прошлое уходит история этого судьбоносного для всего человечества конфликта, тем более острым и политизированным становится противостояние разных подходов к интерпретации причин и итогов войны, сохранению памяти о войне и ее героях. Всплеск неонацизма в современной Европе, уничтожение памятников солдатам Второй мировой войны в ряде стран постсоветского пространства, попытки пересмотра роли отдельных личностей в истории войны побуждают современных исследователей вновь обращаться к проблемам сохранения коллективной исторической памяти о событиях прошлого, формирования исторического сознания молодежи. В каких формах и с помощью каких выразительных средств должна транслироваться сегодня память о войне? Как передать подрастающему поколению, далекому от реалий того времени, масштаб и трагизм события, поставившего мир на грань катастрофы? В статье представлены промежуточные итоги реализации российско-белорусского проекта «Память о Великой Отечественной войне: направления, тенденции, практики мемориализации в Беларуси и России». Авторы исходят из того, что на современном этапе, когда в белорусском и российском обществе происходит смена поколений и проблема отчуждения коллективной памяти от событий войны становится все более острой, как никогда ранее становится актуальной задача поиска новых форм увековечения памяти о Великой Отечественной войне, все более значимым является диалог между представителями научно-образовательного сообщества. Методологической основой исследования является концепция исторической памяти. Исследование государственной политики по сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне и практик мемориализации событий 1941-1945 гг. в сравнительной ретроспективе направлено на выявление тех ключевых механизмов, которые имеют особое значение для формирования памяти о значимых событиях прошлого.

Об авторах

И. В. Грибан
Уральский государственный педагогический университет
Россия


В. В. Зданович
Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина
Россия


Т. П. Савчук
Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина
Россия


Список литературы

1. Бердников, А. С. Студенческие поисковые отряды в России: проблемы и перспективы развития / А. С. Бердников // Гражданский потенциал современной молодежи : материалы всероссийской научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2018. - С. 2-12.

2. Благой, И. В Праге власти выступили за перенос памятника маршалу Коневу, войска которого освободили город / И. Благой. - URL: https://www.1tv.ru/news/2019-09-12/372147-v_prage_vlasti_vystupili_za_perenos_pamyatnika_marshalu_konevu_voyska_kotorogo_osvobodili_gorod (дата обращения: 14.09.2019). - Текст : электронный.

3. Бомсдорф, Ф. Национальные истории на постсоветском пространстве / Ф. Бомсдорф. - Москва : Фонд Фридриха Науманна ; АИРО-XXI, 2009. - 372 с.

4. Бордюгов, Г. А. Вчерашнее завтра: как «национальные истории» писались в СССР и как пишутся теперь / Г. А. Бордюгов. - Москва : АИРО-XXI, 2011. - 248 с.

5. Вялікая Айчынная вайна савецкага народа (у кантэксце Другой сусветнай вайны) : вучэб. дапам. для студэнтаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне вышэйш. адукацыі / А. А. Каваленя, У. І. Лемяшонак, Б. Дз. Далгатовіч [і інш.] ; пад рэд. А. А. Кавалені, С. М. Сташкевіча. - Мінск : выд. цэнтр БДУ, 2004. - 279 с.

6. Грибан, И. В. Научить помнить: Великая Отечественная война в образовательном пространстве Республики Беларусь / И. В. Грибан, Н. Н. Баранов // Преподаватель XXI век. - 2019. - № 1. - С. 38-50.

7. Грибан, И. В. Историческая память как исследовательская проблема: анализ современных подходов / И. В. Грибан // Бюллетень науки и практики. - 2016. - № 11 (12). - С. 334-342.

8. Докопаться до истины. Особенности поисковой работы. - Текст : электронный // СБ. Беларусь сегодня. - 2013. - URL: https://www.sb.by/articles/dokopat-do-istiny.html (дата обращения: 23.04.2019).

9. Касьянов, Г. Украина и соседи: историческая политика. 1987-2018 / Г. Касьянов. - Москва : Новое литературное обозрение, 2019. - 632 с.

10. Лару, Д. Снос памяти: Польша демонтировала более 420 советских монументов / Д. Лару. - URL: https://iz.ru/911057/dmitrii-laru/snos-pamiati-polsha-demontirovala-bolee-420-sovetskikh-monumentov (дата обращения: 14.09.2019). - Текст : электронный.

11. Малинова, О. Ю. Актуальное прошлое: символическая политика властвующей элиты и дилеммы российской идентичности / О. Ю. Малинова. - Москва : Политическая энциклопедия, 2015. - 207 с.

12. Мединский: воевать с культурой и исторической памятью недопустимо. - URL: https://ria.ru/20190912/1558598584.html (дата обращения: 14.09.2019). - Текст : электронный.

13. Миллер, А. Историческая политика в России: новый поворот? / А. Миллер // Историческая политика в XXI веке. - Москва, 2012. - С. 334-338.

14. Павловская, О. П. Спецкурс «Великая Отечественная война как эффективное средство патриотического воспитания молодежи» / О. П. Павловская // Вялікая Перамога: да 60-й гадавіны разгрому нацысцкай Германіі : матэрыялы Рэсп. навук.-тэарэт. канф., Мінск, 29 крас. 2005 г. / Беларус. дзярж. пед. ін-т [і інш.] ; рэдкал.: П. Д. Кухарчык [і інш.]. - Мінск : БДПУ, 2006. - С. 183-186.

15. Попп, И. А. Государственная политика по сохранению исторической памяти граждан Российской Федерации: нормативно-правовой аспект / И. А. Попп, И. С. Шахнович // Педагогическое образование в России. - 2018. -№ 12. - С. 43-50.

16. -й отдельный специализированный поисковый батальон. - Текст : электронный // Армия : журнал Вооруж. Сил Респ. Беларусь. 1 апр. 2003. - URL: http://navynews.ru/?p=311 (дата обращения: 06.04.2019).

17. Романовская, Е. В. Феномен памяти: между историей и традицией / Е. В. Романовская // Философия и общество. - 2010. - № 1. - С. 98-109.

18. Сафронова, Ю. А. Историческая память: введение / Ю. А. Сафронова. - Санкт-Петербург : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019. - 220 с.

19. Савчук, Т. П. Деятельность государственных органов по увековечению памяти о Великой Отечественной войне в Республике Беларусь в 1990-е - начале 2000-х гг. (на примере Брестской области) / Т. П. Савчук // Весн. Брэсц. ун-та. Сер. 2. Гісторыя. Эканоміка. Права. - 2018. - № 2. - С. 23-28.

20. Сносить нельзя оставить. В Сейме обсудили судьбу Памятника Освободителям. - URL: https://rus.delfi.lv/news/daily/latvia/snosit-nelzya-ostavit-v-sejme-obsudili-sudbu-pamyatnika-osvoboditelyam.d?id=51452479&all=true (дата обращения: 14.09.2019). - Текст : электронный.

21. Спирин, В. С. Некоторые направления внеаудиторной работы со студентами педагогического факультета по формированию у них процесса исторического самопознания / В. С. Спирин // Гістарычнае пазнанне - важнейшая ўмова фарміравання светапогляду настаўнікаў ХХІ стагоддзя : матэрыялы Рэсп. навук.-тэарэт. канф., Мінск, 6 снеж. 2002 г. - Мінск, 2003. - С. 18-20.

22. Assman, A. Das neue Unbehagen an der Erinnerungskultur: Eine Intervention / A. Assman. - München : C.H.Beck Verlag, 2013. - 231 S.

23. Griban, I. V. Historical Memory as a basis of Civil Identity of Russian Youth / I. V. Griban, I. A. Popp, N. G. Tagiltseva, et al. // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. - 2019. - Vol. LXXVI. - P. 1162-1168.

24. Krieg im Museum. Präsentationen des Zweiten Weltkriegs in Museen und Gedenkstätten des östlichen Europas / Hg. von W. Borodziej, E. François, E. Keding, E. Makhotina, M. Schulze Wessel. - Göttingen : Vandenhoeck & Ruprecht, 2015. - 376 S.

25. Krieg und Erinnerung. Fallstudien zum 19. und 20. Jahrhundert / hrsg. von H. Berding, K. Heller und W. Streitkamp. - Göttingen, 2000.

26. Der Hitler-Stalin-Pakt. Der Krieg und die europäische Erinnerung // Osteuropa. - 2009. - Jahrgang 59.


Для цитирования:


Грибан И.В., Зданович В.В., Савчук Т.П. ИСТОРИКИ В ДИАЛОГЕ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ПАМЯТЬ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ: НАПРАВЛЕНИЯ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРАКТИКИ МЕМОРИАЛИЗАЦИИ В БЕЛАРУСИ И РОССИИ». Педагогическое образование в России. 2020;(2):21-28. https://doi.org/10.26170/po20-02-03

For citation:


Griban I.V., Zdanovich V.V., Savchuk T.P. HISTORIANS IN DIALOGUE: EXPERIENCE IN IMPLEMENTING THE PROJECT “MEMORY OF THE GREAT PATRIOTIC WAR: DIRECTIONS, TRENDS, PRACTICES OF MEMORIALIZATION IN BELARUS AND RUSSIA”. Pedagogical Education in Russia. 2020;(2):21-28. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-02-03

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)