Preview

ПОТЕНЦИАЛ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ВАНДАЛИЗМА

https://doi.org/10.26170/po20-01-15

Полный текст:

Аннотация

В современных условиях эффективность деятельности персонала организаций имеет большое значение для реализации задач инновационного развития России. Целью представленной статьи является изучение потенциала обучения взрослых в контексте профилактики социально-психологического вандализма персонала в организации. На основе теоретического анализа были выделены наиболее распространенные виды вандального поведения персонала, одним из которых является социально-психологический вандализм. Наиболее типичными проявлениями социально-психологического вандализма в организациях являются случаи моббинга, боссинга, распространение недостоверной информации о работнике, токсичные взаимоотношения, в том числе деструктивное лидерство. Эмпирическое изучение наиболее распространенных форм организационного вандализма проводилось с применением опросных методов среди сотрудников организаций г. Екатеринбурга. В статье описаны результаты проведенного исследования, где демонстрируется, что случаи социально-психологического организационного вандализма имеют значительное распространение и оцениваются как субъективно-значимые со стороны персонала организаций. Анализ путей и механизмов, а также наиболее распространенных и эффективных технологий профилактики и преодоления социально-психологического вандализма в организации, представленных в публикациях отечественных и зарубежных исследователей, показал высокий потенциал непрерывного обучения персонала как способа формирования компетенций решения сложных проблем в ситуациях деструктивного взаимодействия. В статье приводится анализ возможностей и ограничений формальной, неформальной и информальной форм непрерывного образования взрослых для профилактики социально-психологической формы организационного вандализма персонала. При этом осуществление выбора конкретной формы и технологии обучения должно определяться в зависимости от частных задач и ресурсов организации, быть конгруэнтным специфике деятельности персонала, проходящего обучение, с одной стороны, а также наиболее представленным формам социально-психологического вандализма, характерным для данной организации, с другой.

Об авторах

И. В. Девятовская
Уральский государственный педагогический университет
Россия


О. В. Кружкова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Воробьева, М. А. Профессиональная деформация специалистов и ее профилактика / М. А. Воробьева // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 2. - С. 22-27.

2. Девятовская, И. В. Роль и риски развития организационного вандализма персонала / И. В. Девятовская, А. Г. Оболенская // Материалы съезда Российского психологического общества / сост. Л. В. Артищева ; под ред. А. О. Прохорова, Л. М. Попова, Л. Ф. Баяновой [и др.]. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2017. - Т. 1. - С. 133-134.

3. Дружилов, С. А. Проблемы моббинга на кафедре вуза / С. А. Дружилов // Высшее образование в России. - 2011. - № 6. - С. 118-122.

4. Зеер, Э. Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования / Э. Ф. Зеер // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 5. - С. 122-127.

5. Зеер, Э. Ф. Асимметричное профессиональное будущее современной молодежи / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 4. - С. 258-263.

6. Кружкова, О. В. Организационный вандализм: к проблеме деструктивного поведения персонала / О. В. Кружкова, И. В. Девятовская // Сибирский психологический журнал. - 2017. - № 63. - С. 150-169.

7. Непрерывное образование взрослого населения в России: масштабы, финансирование, результаты. - URL: https://memo.hse.ru/data/2019/05/07/1502507363/iam_7_2019(92).pdf (дата обращения: 21.11.2019). - Текст : электронный.

8. Осипов, В. Ю. Информационный вандализм, криминал и терроризм как современные угрозы обществу / В. Ю. Осипов, Р. М. Юсупов // Труды СПИИРАН. - 2009. - № 8. - С. 34-45.

9. Сидоров, П. И. Синдром моббинга: ментальная экология деструктивного профессионгенеза / П. И. Сидоров // Экология человека. - 2013. - № 6. - С. 33-41.

10. Программа обследования участия населения в непрерывном образовании. - URL: https://memo.hse.ru/data/2017/11/17/1161071971/program_adult.pdf (дата обращения: 25.11.2019). - Текст : электронный.

11. Проект Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. - URL: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095 (дата обращения: 21.11.2019). - Текст : электронный.

12. Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения / под редакцией В. Гимпельсона, Р. Капелюшникова, С. Рощина ; ЦСИ и НИУ ВШЭ. - 2017. - URL: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2017/03/Doklad_trud.pdf (дата обращения: 25.11.2019). - Текст : электронный.

13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2016). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 21.11.2019). - Текст : электронный.

14. Beckers, A. Bullying aus Täter-, Opfer- und Zuschauerperspektive. Eine Untersuchung von situationsspezifischen und habituellen Attributionsstilen, am Beispiel von Schülerinnen und Schülern allgemein bildender Gymnasien / A. Beckers. - TOBIAS-lib, 2011.

15. De La Fuente, M. Impact of behavior management training on nurses' confidence in managing patient aggression / M. De La Fuente, A. Schoenfisch, B. Wadsworth, et al. // Journal of Nursing Administration. - 2019. - Vol. 49, Issue 2. - P. 73-78.

16. Einarsen, S. Destructive leadership behaviour: A definition and conceptual model / S. Einarsen, M. S. Aasland, A. Skogstad // Leadership Quarterly. - 2007. - Vol. 18, Issue 3. - P. 207-216.

17. Europäische Kommission. Mitteilung der Kommission. Einen Europäischen Raum des Lebenslangen Lernens schaffen. - Brüssel : Kommission der Europäischen Gemeinschaften, 2001. - URL: https://www.bibb.de/dokumente/pdf/foko6_neues-aus-euopa_04_raum-lll.pdf (date of access: 21.11.2019). - Text : electronic.

18. Leymann, H. Der neue Mobbingbericht / H. Leymann. - Reinbek-Verlag, 1995.

19. Lipinski, J. Bullying in the workplace: Causes, symptoms, and remedies / J. Lipinski, L. M. Crothers. - New York : Routledge, 2013. - 456 р.

20. Manninen, J. Benefits of Lifelong Learning in Europe: main results of the Bell-Project / J. Manninen, I. Sgier, M. Fleige, etc. - 2014.

21. Ming, J.-L. Using simulation training to promote nurses’ effective handling of workplace violence: A quasi-experimental study / J.-L. Ming, H.-M. Huang, S.-P. Hung, et al. // International Journal of Environmental Research and Public Health. - 2019. - Vol. 16, Issue 19. - Р. 36-48.

22. Minibas-Poussard, J. Mobbing in higher education: Descriptive and inductive case narrative analyses of mobber behavior, mobbee responses, and witness support / J. Minibas-Poussard, T. Seckin-Celik, H. B. Bingol // Kuram ve Uygulamada Egitim Bilimleri. - 2018. - Vol. 18, Issue 2. - P. 471-494.

23. Morphet, J. Prevention and management of occupational violence and aggression in healthcare: A scoping review / J. Morphet, D. Griffiths, J. Beattie, et al. // Collegian. - 2018. - Vol. 25, Issue 6. - P. 621-632.

24. Olweus, D. Bullying or Peer Abuse at School: Facts and Intervetions / D. Olweus // Current Directions in Psychological Science. - 1995. - Vol. 4, Issue 6. - P. 196-200.

25. Russo, A. Workplace agression: Secondary analysis of Croatian research practice / A. Russo, T. Popović // Sigurnost. - 2016. - Vol. 58, Issue 2. - P. 121-135.

26. Solberg, E. M. Bullies and victims at school: Are they the same pupils? / E. M. Solberg, D. Olweus, I. M. Endersen // British Journal of Educational Psychology. - 2007. - Vol. 77. - P. 441-464.


Для цитирования:


Девятовская И.В., Кружкова О.В. ПОТЕНЦИАЛ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ВАНДАЛИЗМА. Педагогическое образование в России. 2020;(1):115-123. https://doi.org/10.26170/po20-01-15

For citation:


Devyatovskaya I.V., Kruzhkova O.V. THE POTENTIAL OF ADULT EDUCATION FOR THE PREVENTION OF INSTITUTIONAL VANDALISM. Pedagogical Education in Russia. 2020;(1):115-123. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-01-15

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)