Preview

ВАНДАЛИЗМ ПЕРСОНАЛА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СПЕЦИФИКА И ПРЕДИКТОРЫ

https://doi.org/10.26170/po20-01-14

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается проблема деструктивного поведения персонала на рабочем месте - организационный вандализм. Данная форма контрпродуктивного поведения работников имеет существенные отличия от вандализма молодежи, начиная с выбора объекта(ов) преобразований, заканчивая предикторами, побуждающими взрослого человека несанкционированно изменять среду организации, в условиях которой он осуществляет свою ежедневную профессиональную деятельность. Помимо возрастной специфики, организационный вандализм различается в своей интенсивности и формах исполнения в зависимости от сферы профессиональной деятельности, к которой принадлежит организация. Образовательная среда уникальна и организационная культура данных учреждений обладает существенными особенностями, препятствующими появлению вандализма работников. Вместе с тем, высокие требования, внедрение инноваций, изменяющиеся условия и формы реализации профессиональной деятельности обусловливают высокую стрессогенность среды образовательных организаций. Следствием является не только стресс персонала, появление профессиональных деструкций и деформаций, стагнация личности, но и неадекватные поведенческие модели отреагирования, в которых в том числе может присутствовать и организационный вандализм. Эмпирическое изучение организационного вандализма в образовательных организациях проводилось посредством пакета психодиагностических методик, направленных на измерение личностных предикторов (личностные качества, психологические защиты), а также организационно-средовых факторов (организационная культура, организационная справедливость, профессиональное благополучие). Готовность к вандальной активности измерялась с помощью авторской методики, разработанной на основе кейс-метода и предполагающей выбор некоторых вариантов объяснения поведения работника в конкретных ситуациях. Выборку составили работники образовательных организаций дошкольного, общего среднего и дополнительного образования, объем выборки - 96 человек. Данные были обработаны методами математико-статистического анализа (описательная статистика и регрессионный анализ). Полученные результаты подтвердили невысокую склонность персонала образовательных организаций к совершению вандальных действий. Вместе с тем, наиболее вероятными причинами их совершения будут случайное стечение обстоятельств и некомпетентность в использовании каких-либо технических средств. Статистически достоверная регрессионная модель возможных предикторов объединила в себе как личностные, так и организационно-средовые факторы, что указывает на возможность управления организационным вандализмом, а также его предупреждение и профилактику.

Об авторе

И. В. Воробьева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Баранская, С. С. Опросник «Организационная справедливость» (русскоязычная адаптация) / С. С. Баранская // Вестник Санкт-Петербургского университета - 2011. - Вып. 3. - С. 145-153.

2. Ватова, Л. С. Молодежный вандализм и его профилактика / Л. С. Ватова // Педагогика. - 2003. - № 5. - С. 34-38.

3. Воробьева, И. В. Вандализм как форма защитного и совладающего поведения подростка / И. В. Воробьева, О. В. Кружкова, Н. Е. Жданова // Российский психологический журнал. - 2016. - Т. 13, № 3. - С. 277-292.

4. Воробьева, И. В. Возможности кейс-метода для диагностики деструктивного поведения персонала организации / И. В. Воробьева, О. В. Кружкова, А. Г. Оболенская // Материалы VII Международной научно-практической конференции «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация». Сер. «Язык социального» / под редакцией Н. И. Леонова. - 2018. - С. 202-206.

5. Кружкова, О. В. Организационный вандализм: к проблеме деструктивного поведения персонала / О. В. Кружкова, И. В. Девятовская // Сибирский психологический журнал. - 2017. - № 63. - С. 150-169.

6. Оболенская, А. Г. Экономические подходы к определению организационного вандализма в муниципальном управлении / А. Г. Оболенская, Д. Е. Гаврилов // Вопросы управления. - 2017. - № 6 (49). - С. 170-176.

7. Полякова, О. Б. Категория и структура профессиональных деформаций / О. Б. Полякова // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 1 (13). - С. 55-62.

8. Симонова, И. А. Организационный вандализм: понятие, виды, индикаторы / И. А. Симонова, А. Г. Оболенская // Дискурс. - 2018. - № 2. - С. 50-57.

9. Ушаков, К. М. Развитие организации: в поисках адекватных теорий / К. М. Ушаков. - Москва : Сентябрь, 2004. - 192 с.

10. Ясвин, В. А. Экспертно-проектное управление развитием школы / В. А. Ясвин. - Москва : Сентябрь, 2011. - 176 с.

11. Ясвин, В. А. Организационная культура педагогических коллективов в ситуации объединения образовательных организаций / В. А. Ясвин, Е. М. Моргачева // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Психология. Педагогика. Образование. - 2017. - № 4 (10). - С. 58-74.

12. Cohen, S. Sociological approaches to vandalism / S. Cohen // Vandalism: behaviour and motivation / ed. by C. Levy-Leboyer. - Amsterdam : Elsevier science publishers B.V., 1984. - P. 51-62.

13. Conte, H. R. Ego defenses: theory and measurement / H. R. Conte, R. Plutchik. - New York : Wiley, 1995. - 340 p.

14. Cordier, J. Vandalism - Symbolic Behavior? / J. Cordier, C. Ledebvre // Revue Internationale de Criminologieet de Police Technique. - 1980. - V. 33 (3). - P. 263-270.

15. Ju, D. А. A Multilevel Study of Abusive Supervision, Norms, and Personal Control on Counterproductive Work Behavior: A Theory of Planned Behavior Approach / D. А. Ju, M. B. Xu, X. C. Qin, et al. // Journal of Leadership and Organizational Studies. - 2019. - Vol. 26, Issue 2. - P. 163-178.


Для цитирования:


Воробьева И.В. ВАНДАЛИЗМ ПЕРСОНАЛА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СПЕЦИФИКА И ПРЕДИКТОРЫ. Педагогическое образование в России. 2020;(1):109-114. https://doi.org/10.26170/po20-01-14

For citation:


Vorobyeva I.V. PERSONNEL'S VANDALISM IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION: SPECIFICITY AND PREDICTORS. Pedagogical Education in Russia. 2020;(1):109-114. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-01-14

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)