Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

https://doi.org/10.26170/po20-01-12

Полный текст:

Аннотация

Проблема исследования. Сегодня обществом осознана необходимость направить усилия системы образования на реализацию личностного и интеллектуального потенциала детей как главного богатства страны и основного ресурса для прогресса во всех сферах общественной жизни. Эффективность решения этих сложных вопросов в значительной степени связана с развитием и укреплением психологической службы, разработкой вариативных моделей психологической службы образования, соответствующих целям и задачам развития каждого конкретного региона. Целью настоящей статьи является описание актуального состояния и перспектив развития психологической службы в системе образования Свердловской области. Методология и методы исследования. Основополагающими для исследования являются системно-эволюционный подход и психологическая теория деятельности. Исследование выполнено с использованием следующих методов: историографический, сравнительный, систематизации и концептуализации научных идей, теоретического моделирования. Основные результаты . В статье проанализирована инфраструктура психологической службы образования, ее организационно-управленческая структура и порядок управления деятельностью. Впервые описана модель Службы: содержание и преемственность практической деятельности педагогов-психологов образовательных организаций разных типов и видов и ППМС-центров в регионе обеспечивается совокупностью четырех взаимосвязанных и взаимодополняющих ступеней психолого-педагогического сопровождения, что позволяет обеспечить доступность, качество и полноту психолого-педагогической помощи для всех категорий детей в возрасте от 0 до 18 лет, их родителей (законных представителей), обучающихся, педагогов и администрации образовательных организаций всех типов и видов, независимо от их местонахождения на территории Свердловской области. Приведены сведения о кадровом обеспечении Службы, данные по обеспечению профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в целях получения ими компетенций, необходимых для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья и развития обучающихся, оказания им психологической помощи и поддержки, содействия в трудных жизненных ситуациях, в позитивной социализации, а также организации психологического консультирования родителей. Выводы. В Свердловской области сложилась уникальная модель психологической службы, позволяющая решать задачи обеспечения психологического сопровождения участников образовательного процесса с учетом региональной специфики. Условиями повышения эффективности психологического сопровождения участников образовательного процесса будут являться развитие инфраструктуры, обеспечение консорциума науки и практики и единства регионального пространства Службы, обеспечение доступности и полноты спектра качественного психолого-педагогического сопровождения, психолого-педагогической, медико-социальной помощи всем субъектам образования; поддержание высокого уровня профессиональной квалификации педагогических работников; развитие внутриведомственного и межведомственного взаимодействия. Рекомендации. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке студентов, обучающихся по психолого-педагогическим направлениям, в работе специалистов психологической службы системы образования.

Об авторах

Н. Н. Васягина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


А. В. Ибатуллина
ГБУ СО «ЦППМСП „Ладо“»
Россия


Список литературы

1. Васягина, Н. Н. Региональная модель внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в Свердловской области / Н. Н. Васягина, С. А. Минюрова, И. В. Пестова // Вестник практической психологии образования. - 2019. - № 1. - С. 32-40.

2. Васягина, Н. Н. Саморазвитие и самореализация педагогических работников в профессиональной деятельности / Н. Н. Васягина, Е. Л. Афанасенкова // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 2. - С. 10-30.

3. Дубровина, И. В. Психологическая культура и задачи воспитания в современной школе/ И. В. Дубровина // Вестник практической психологии образования. - 2018. - № 1-2 (54-55). - С. 6-11.

4. Дубровина, И. В. Психологическая служба на современном этапе развития общего среднего образования / И. В. Дубровина // Портал психологических изданий PsyJoumais.ru. - 2011. - № 3 (28).

5. Дубровина, И. В. История и современное состояние психологической службы образования в нашей стране и за рубежом / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан // Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебник для академического бакалавриата / под ред. А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, Д. В. Лубовский [и др.]. - Москва, 2017. - С. 14-28. - Сер. «Бакалавр. Академический курс».

6. Изотова, Е. И. Психологическая служба в образовательном учреждении / Е. И. Изотова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2007. - 288 с.

7. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Министром образования и науки 19.12.2017. - URL: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-razvitija-psikhologicheskoi-sluzhby-v-sisteme-obrazovanija-v-rossiiskoi. - Текст : электронный.

8. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования : учебное пособие для студ. психол. фак. университетов / Р. В. Овчарова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2003.

9. Практическая психология образования : учебное пособие / под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 592 с.

10. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н, зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 18.08.15, регистрационный № 38575. - URL: https://minjust.consultant.ru/documents/15864?items=1&page=1. - Текст : электронный.

11. Психологическая служба в современном образовании : рабочая книга/ И. В. Дубровина [и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 400 с.

12. Психологические центры. Организация, содержание деятельности, документация / под ред. С. Б. Малых. - Москва, 2007. - С. 15-23.

13. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации „Десятилетия детства“». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41954. - Текст : электронный.

14. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174. - Текст : электронный.

15. Фридман, Л. М. О концепции школьной психологической службы / Л. М. Фридман // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 97-106.


Для цитирования:


Васягина Н.Н., Ибатуллина А.В. О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ. Педагогическое образование в России. 2020;(1):94-102. https://doi.org/10.26170/po20-01-12

For citation:


Vasyagina N.N., Ibatullina A.V. ABOUT THE PSYCHOLOGICAL SERVICE IN THE EDUCATIONAL SYSTEM OF THE SVERDLOVSK REGION. Pedagogical Education in Russia. 2020;(1):94-102. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-01-12

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)