Preview

НАПОЛНЕНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ КОМПОНЕНТЫ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

https://doi.org/10.26170/po20-01-11

Полный текст:

Аннотация

Перестройка современной системы образования направлена на реализацию планов по обеспечению кадрами цифровой экономики, создание условий для формирования нацеленности обучающихся школ и средних профессиональных образовательных учреждений на специальности цифровой экономики, что, в свою очередь, требует преобразования системы подготовки студентов педвузов в содержательном, методическом и технологическом аспектах. В контексте сказанного проблема представленного исследования связана с разработкой методики подготовки студентов педагогических специальностей к формированию, развитию и диагностике развития у обучающихся компонентов компетенций цифровой экономики. Цель описываемого исследования: разработать вариант наполнения содержательно-деятельностных компонентов методики подготовки студентов педагогических специальностей к формированию, развитию и диагностике развития у обучающихся компонентов компетенций цифровой экономики. На основе анализа и сопоставления литературных источников, нормативных документов, экспертных материалов, обобщения результатов исследований, а также структурного моделирования предложен вариант наполнения содержательно-деятельностных компонентов методики подготовки студентов педагогических специальностей к формированию, развитию и диагностике развития у обучающихся компонентов компетенций и установлено соответствие видов деятельности компонентам компетенций цифровой экономики. Теоретическая значимость результатов заключается в выделении методологии, а практическая значимость - в разработке ориентировочной базы для проектирования методики формирования компонентов компетенций цифровой экономики. Сформулированы выводы о целесообразности рассмотрения предметного контента и содержания деятельности с контентом в качестве единого целого; значимости установления соответствия контента содержательно-деятельностных компонентов методики подготовки студентов компонентам компетенций цифровой экономики (при фиксации на основе анализа и сопоставления соответствия сущности видов деятельности и пооперационного состава действий); необходимости «самоапробации» новационных содержательных и методических решений.

Об авторах

А. В. Слепухин
Уральский государственный педагогический университет
Россия


И. Н. Семенова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Аптекман, А. Цифровая Россия: новая реальность / А. Аптекман, В. Калабин, В. Клинцов [и др.]. - URL: http://www.mckinsey.com (дата обращения: 19.10.2019). - Текст : электронный.

2. Атлас новых профессий. - URL: https://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/ SKOLKOVO_SEDeC_Atlas. pdf (дата обращения: 26.11.2019). - Текст : электронный.

3. Гилева, Т. А. Компетенции и навыки цифровой экономики: разработка программы развития персонала / Т. А. Гилева. - URL: http://ogbus.com/index.php/bul/article/view/9910 (дата обращения: 29.10.2019). - Текст : электронный.

4. Данилюк, А. Я. Концепция Базовой модели компетенций цифровой экономики / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков. - URL: https://www.ranepa.ru/images/anons/2018-12/Konceosiya-bmkce.pdf (дата обращения: 19.10.2019). - Текст : электронный.

5. Коган, М. С. Альтернативы массовым открытым он-лайн курсам при интегрировании их в учебный процесс вуза / М. С. Коган, Е. В. Уайндстейн // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2017. - Т. 6, № 20. - С. 19-28. - Doi: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.20.2.

6. Кондаков, А. М. Цифровое образование: матрица возможностей / А. М. Кондаков. - URL: http://ito2018.bytic.ru/uploads/materials/2.pdf (дата обращения: 10.11.2019). - Текст : электронный.

7. Куприяновский, В. П. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования / В. П. Куприяновский [и др.] // International Journal of Open Information Technologies. - 2017. - Т. 5, № 1. - С. 19-24.

8. Маркеева, А. В. Открытые образовательные ресурсы как инновационная образовательная практика в России / А. В. Маркеева // Креативная экономика. - 2014. - Т. 8, № 9. - С. 139-150.

9. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)» : Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013. № 544н. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf. (дата обращения: 12.11.2019). - Текст : электронный.

10. Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 г. - URL: http://spkurdyumov.ru/uploads/2017/05/strategy.pdf (дата обращения: 09.11.2019). - Текст : электронный.

11. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» : Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. - URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLV uPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 25.10.2018). - Текст : электронный.

12. Проект федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. - URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=94555 (дата обращения: 19.10.2019). - Текст : электронный.

13. Рудской, А. И. Пути снижения рисков при построении в России цифровой экономики. Образовательный аспект / А. И. Рудской, А. И. Боровков, П. И. Романов [и др.]. - URL: https://cyberleninka.ru/ search?q=РудскойАндрей Иванович (дата обращения: 19.10.2019). - Текст : электронный.

14. Семенова, И. Н. Methodology of teaching mathematics methods designing in the modern educational paradigm / И. Н. Семенова. - Yelm, WA, USA : Science Book Publishing House, 2014. - 156 p.

15. Семенова, И. Н. Определение методов обучения в системе профессионального образования и проблема их классификации в современной образовательной парадигме / И. Н. Семенова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета. - 2016. - № 1. - С. 139-145.

16. Семенова, И. Н. Наполнение матрицы «современной» парадигмы для выделения значимых методов обучения при подготовке педагогических кадров / И. Н. Семенова, А. В. Слепухин, Е. Н. Эрентраут // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 9. - С. 122-128.

17. Слепухин, А. В. Проектирование компонентов методики формирования профессиональных умений студентов педагогических вузов в условиях использования виртуальной образовательной среды / А. В. Слепухин // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 7. - С. 82-90.

18. Слепухин, А. В. Особенности организации самостоятельной работы студентов с использованием облачных технологий в контексте компетентностного подхода / А. В. Слепухин, И. Н. Семенова, И. А. Щербина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2019. - № 3 (200). - С. 86-95.

19. Стариченко, Б. Е. О формировании общепрофессиональных ИКТ-компетенций студентов направления подготовки «Педагогическое образование» / Б. Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 7. - С. 97-103.

20. Стариченко, Б. Е. Использование дисциплинарных облачных образовательных сред в учебном процессе / Б. Е. Стариченко, Е. Б. Стариченко, Л. В. Сардак // Нижегородское образование. - 2017. - № 1. - С. 72-78.

21. Утвержденные ФГОС ВО с учетом профессиональных стандартов 3++ по направлениям бакалавриата, магистратуры, специалитета. - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24 (дата обращения: 15.10.2019). - Текст : электронный.

22. Цифровая экономика Российской Федерации. - URL: http://www.static.government.ru (дата обращения: 11.11.2019). - Текст : электронный.

23. Bruff, D. Wrapping a MOOC: Student Perceptions of and Experiment in Blended Learning / D. Bruff, D. Fisher, K. McEwen, et al. - Text : electronic // Journal of Online Learning and Teaching. - 2014. - Vol. 9, № 2. - URL: http://jolt.merlot.org/vol9no2/bruff_0613.htm (date of access: 25.11.2019).

24. Jordan, K. Massive Open Online Course Completion Rates Revisited: Assessment, Length and Attrition / K. Jordan // International Review of Research in Open and Distributed Learning. - 2015. - Vol. 16, № 3. - Р. 341-358.

25. Johnson, L. Enter the Anti-MOOCs: the Reinvention of Online Learning as a Form of Social Commentary / L. Johnson, Becker S. Adams // Massive Open Online Courses: The MOOC Revolution / ed. by P. Kim. - New York : Routledge, 2015. - P. 61-77.

26. Kolowich, S. The Professors Behind the MOOC Hype / S. Kolowich. - Text : electronic // The Chronicle of Higher Education. - 2013. - URL: http://www.chronicle.com/article/The-ProfessorsBehind-the-MOOC/137905/ (date of access: 25.11.2018).


Для цитирования:


Слепухин А.В., Семенова И.Н. НАПОЛНЕНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ КОМПОНЕНТЫ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ. Педагогическое образование в России. 2020;(1):87-93. https://doi.org/10.26170/po20-01-11

For citation:


Slepukhin A.V., Semenova I.N. FILLING THE CONTENT AND ACTIVITY COMPONENTS OF THE TRAINING METHOD OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES FOR FORMATION IN TRAINING COMPETENCES OF DIGITAL ECONOMY. Pedagogical Education in Russia. 2020;(1):87-93. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-01-11

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)