Preview

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПЕДАГОГАМ В ПРОСВЕЩЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА: ИЗ ОПЫТА ПРОШЛОГО

https://doi.org/10.26170/po20-01-10

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается период создания в России нового типа дошкольного учреждения - яслей-сада и возникших в связи с этим проблем подготовки педагогических кадров для работы с детьми раннего возраста и их родителями. Подобная ситуация складывается в настоящее время, когда поставлена задача обеспечения доступности яслей для детей от двух месяцев до трех лет. Однако сейчас практически не осталось педагогов, владеющих методикой работы с детьми раннего возраста, способных, в том числе, осуществлять педагогическое просвещение молодых родителей. Разрушение системы методической работы в дошкольном образовании Москвы усугубляет данную ситуацию. Отечественной дошкольной педагогикой накоплен богатый опыт методической помощи воспитателям в работе с маленькими детьми и педагогическом просвещении родителей. Однако исследований в этой области, в частности, периода 60-70-х годов прошлого века, сходного с современной ситуацией, не проводилось. Каким образом осуществлялось методическое сопровождение воспитателей в организации педагогического просвещения родителей детей раннего возраста? Ответ на этот вопрос стал целью нашего исследования. Методологическую основу исследования составили принцип отражения постоянно меняющейся педагогической действительности; системный подход в исследовании; опора на объективные факты и логико-аналитический инструмент научного познания. Основные методы исследования: сравнительно-исторический, историко-системный, историко-логический, историко-типологический. В результате исследования было выявлено, что в 1960-1970-х годах XX века сложились разнообразные формы педагогического просвещения родителей. Именно с этого периода началось становление уникальной системы методической работы с педагогами, которые теперь могли получать действенную, квалифицированную помощь, поддержку, в том числе в организации консультативной помощи родителям. Изучение опыта прошлого может быть полезным для организации работы современных педагогов с детьми раннего возраста и их родителями и призывает задуматься о возрождении уникальной методической службы дошкольного образования в России.

Об авторе

Н. М. Овечкина
Московский педагогический государственный университет
Россия


Список литературы

1. Альтер, Н. О передовом опыте / Н. Альтер, Л. Пушнина // Дошкольное воспитание. - 1967. - № 11. - С. 41-44.

2. Артамонов, А. Что нужно родителям: заглядывая в будущее ребенка… / А. Артамонов // Дошкольное воспитание. - 1971. - № 5. - С. 62-64.

3. Ахтамзян, Х. Науку - на службу детям / Х. Ахтамзян // Дошкольное воспитание. - 1960. - № 4. - С. 22-25.

4. Блиндер, Р. Связь детского сада с семьей: библиография: 1956-1967 / Р. Блиндер // Дошкольное воспитание. - 1968. - № 3. - С. 114-116.

5. Борисова, Р. Нужна «Азбука» для молодых родителей / Р. Борисова // Дошкольное воспитание. - 1969. - № 4. - С. 75-77.

6. Верхотурова, Ю. А. Педагогическое взаимодействие родителей с детьми раннего возраста в учреждении дополнительного образования / Ю. А. Верхотурова. - URL: https://www.dissercat.com/content/ pedagogicheskoe-vzaimodeistvie-roditelei-s-detmi-rannego-vozrasta-v-uchrezhdenii-dopolniteln (дата обращения: 05.12.2019). - Текст : электронный.

7. Докукина, Ю. Педагогические знания родителям / Ю. Докукина // Дошкольное воспитание. - 1967. - № 11. - С. 40-41.

8. Запорожец, А. В. Роль социальных условий жизни и воспитания в психическом развитии ребенка: IV Международный семинар по дошкольному воспитанию руководящих работников Министерств просвещения социалистических стран: международный семинар по дошкольному воспитанию / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. - 1968. - № 2. - С. 29-37.

9. Кистяковская, М. Ю. Работа воспитателя с детьми раннего возраста / М. Ю. Кистяковская // Дошкольное воспитание. - 1960. - № 10. - С. 15-20.

10. Короткова, Т. В. Организационно-педагогические условия совместной творческой деятельности родителей и детей в студии раннего развития / Т. В. Короткова. - URL: https://www.dissercat.com/content/ organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-sovmestnoi-tvorcheskoi-deyatelnosti-roditelei-i-det (дата обращения: 05.12.2019). - Текст : электронный.

11. Ляховская, Ю. У нас на педагогических совещаниях / Ю. Ляховская // Дошкольное воспитание. - 1963. - № 3. - С. 5-9.

12. Национальный проект «Демография». - Текст : электронный // Стратегия 24. - URL: https://strategy24.ru/rf/demography/projects/natsional-nyy-proyekt-demografiya (дата обращения: 03.12.2019).

13. О педагогическом просвещении // Дошкольное воспитание. - 1968. - № 10. - С. 97-98.

14. Организация общественности и пропаганда педагогических знаний: семинар заведующих детскими садами // Дошкольное воспитание. - 1966. - № 6. - С. 47-49.

15. Ответственность молодой семьи // Дошкольное воспитание. - 1967. - № 8. - С. 3-5.

16. Папковская, Е. Залог успеха - в единстве воспитания / Е. Папковская // Дошкольное воспитание. - 1970. - № 6. - С. 63.

17. Половинкина, О. Б. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы / О. Б. Половинкина. - URL: https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-semi-vospityvayushchei-rebenka-rannego-vozrasta-s-organichesk (дата обращения: 05.12.2019). - Текст : электронный.

18. Роль инспектора и методиста в руководстве дошкольным воспитанием: семинар инспекторов и методистов // Дошкольное воспитание. - 1968. - № 5. - С. 103.

19. Селина, В. В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении / В. В. Селина. - URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie-pedagogicheskoi-kompetentnosti-roditelei-detei-rannego-vozrasta-v-doshkolnom-obrazo (дата обращения: 05.12.2019). - Текст : электронный.

20. Семья и педагогическое просвещение // Дошкольное воспитание. - 1965. - № 12. - С. 1-4.

21. Соколова, Т. Уход за новорожденным / Т. Соколова // Крестьянка. - 1959. - № 11.

22. Соловьева, О. Первый опыт совместной работы яслей и детского сада / О. Соловьева // Семья и школа. - 1960. - № 6. - С. 18-19.

23. ЦМАМ Годовой отчет о детских садах и яслях-садах на 01.01.1960 г. Ф. 528. Оп. 8. Д. 44.

24. ЦМАМ Справка об обеспеченности педагогическими кадрами общеобразовательных школ и дошкольных учреждений города Москвы на 1980/81 учебный год и балансе кадров учителей, воспитателей и дошкольных работников на XI пятилетку. Ф. 528. Оп. 1. Д. 3824.


Для цитирования:


Овечкина Н.М. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПЕДАГОГАМ В ПРОСВЕЩЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА: ИЗ ОПЫТА ПРОШЛОГО. Педагогическое образование в России. 2020;(1):80-86. https://doi.org/10.26170/po20-01-10

For citation:


Ovechkina N.M. ORGANIZATION OF METHODOLOGICAL ASSISTANCE TO TEACHERS IN EDUCATING PARENTS OF YOUNG CHILDREN: FROM THE EXPERIENCE OF THE PAST. Pedagogical Education in Russia. 2020;(1):80-86. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-01-10

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)