Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

ЭТНОРЕГИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

https://doi.org/10.26170/po20-01-09

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются основные нормативные документы школ с родным (нерусским) языком обучения, а также требования к профессиональной деятельности учителей, работающих в таких школах. Анализ Федерального государственного стандарта, профессионального стандарта «Педагог», Федерального государственного стандарта высшего образования позволил сформулировать задачи подготовки учителей школ с родным (нерусским) языком обучения на современном этапе. К таким требованиям относится учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона. Поэтому деятельность учителя школ с родным (нерусским) языком обучения и с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона определяется как этнорегионально-педагогическая. Можно выделить инвариантную и вариативную составляющие такой деятельности. По мнению автора статьи, успешной реализации учителем этнорегионально-педагогической деятельности в школах с родным (нерусским) языком обучения будет способствовать владение учителями русским и родным языками, а также опора на возрастные особенности становления этнического самосознания. В статье рассматривается специфика этнорегионально-педагогической деятельности на этапах начального, основного, среднего (полного) образования. К основным направлениям такой деятельности относится формирование знаний школьников об особенностях региона, проживающих в регионе этносах и их культурах, использование различных форм внеурочной деятельности и контрольно-измерительных материалов. В статье раскрываются особенности использования проектов для формирования представлений школьников о регионе. В качестве примера приводятся исследовательские, творческие, игровые, информационные, практико-ориентированные проекты. Использование разных мероприятий этнорегиональной направленности позволяет сформировать активную жизненную позицию и заинтересованность в развитии собственной культуры и культур народов региона.

Об авторе

В. В. Мирошниченко
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Россия


Список литературы

1. Арсалиев, Ш. М.-Х. Методология современной этнопедагогики / Ш. М-Х. Арсалиев. - Москва : Гелиос АРВ, 2013. - 320 с.

2. Волков, Г. Н. Этнопедагогика : учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. - Москва : Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

3. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального педагогического образования / под общ. ред. В. Л. Матросова. - Москва : Прометей, 1999. - 116 c.

4. Коновалова, Л. В. Педагогические условия формирования этнокультурной компетентности в вузе / Л. В. Коновалова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2015. - Т. 3, № 2. - С. 72-81.

5. Лурье, Л. И. Моделирование региональных образовательных систем : учебник / Л. И. Лурье. - Москва : Гардарики, 2006. - 287 с.

6. Матис, В. И. Личность в системе национально-культурных связей : учебное пособие / В. И. Матис. - Барнаул : Азбука, 2014. - 398 с.

7. Петрова, Т. Н. Формирование этнического компонента в содержании высшего педагогического образования: теория и практика / Т. Н. Петрова, Ш. М. Мухтарова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2015. - № 3 (87). - С. 170-176.

8. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». - URL: http://www.zakonprost.ru/article/317 (дата обращения: 05.01.2019). - Текст : электронный.

9. Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа народов РФ, изучения государственных языков республик РФ, в том числе русского как родного. - URL: http://docs.cntd.ru/document/552305315 (дата обращения: 01.03.2019). - Текст : электронный.

10. Сборник рабочих программ курсов внеурочной деятельности (с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области) / авт.-сост. Д. Ф. Ильясов, Н. Е. Скрипова, И. Д. Борченко [и др.] ; под ред. Н. Е. Скриповой. - Челябинск : ЧИППКРО, 2016. - 192 с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. - URL: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/ (дата обращения: 01.08.2019). - Текст : электронный.

12. Харитонов, М. Г. Содержание этнопедагогической подготовки учителя национальной школы / М. Г. Харитонов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2011. - № 4 (72), ч. 2. - С. 182-186.

13. Харитонова, Ф. П. Этнопедагогическая подготовка педагога к профессиональной деятельности в поликультурной образовательной среде / Ф. П. Харитонова // Образование и саморазвитие. - 2013. - № 2 (36). - С. 153-158.

14. Petrella, R. Nationalist and Regionalist Movements in Western Europe / R. Petrella // Ethnic Minorities in Western Europe / ed. by Ch. R. Foster. - New York : Praeger, 1980. - P. 26-28.

15. Riggs, Fred F. Ethnicity / Fred F. Riggs // INTERCOSTA Glossary. Concepts and Terms Used in Ethniciti Research. - Honolulu : International Social Science Council, 1985. - P. 11-23.


Для цитирования:


Мирошниченко В.В. ЭТНОРЕГИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ. Педагогическое образование в России. 2020;(1):74-79. https://doi.org/10.26170/po20-01-09

For citation:


Miroshnichenko V.V. ETHNOREGIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY OF SCHOOL TEACHERS WITH A NATIVE (NON-RUSSIAN) LANGUAGE OF LEARNING. Pedagogical Education in Russia. 2020;(1):74-79. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-01-09

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)