Preview

РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОДХОДЫ И СОДЕРЖАНИЕ

Полный текст:

Аннотация

Одним из стратегических направлений современной политики российского государства является процесс регионализации образования, который рассматривается как один из критериев перехода России к устойчивому развитию общества. Регионализация образования обусловливает изменение образовательной парадигмы, направленной на инновационное развитие. Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» образовательные организации в условиях свободы и плюрализма образования могут самостоятельно разрабатывать и реализовывать региональные программы развития образования с учетом национальных традиций и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических особенностей региона. Одним из важных направлений в регионализации образования является модернизация социально-экологического образования. Совершенствование и модернизация социально-экологического образования осуществляются через включение в образовательный процесс региональных детерминант, основой которых является этнокультурный, экологический и социально-педагогический подход. Этнокультурный подход ориентирует социальные институты на учет региональных этнических и культурных особенностей развития. Экологический подход позволяет выявить актуальные проблемы в сфере природопользования и изучить систему социально-экологических связей человека со средой. Социально-педагогический подход обеспечивает сотрудничество, посредничество, партнерство педагога с различными субъектами образовательного процесса. В статье раскрыто содержание социально-экологического образования с позиции каждого из выделенных подходов и обосновано, что важным образовательным результатом является формирование социально-экологической культуры личности.

Об авторах

А. А. Ниязова
Сургутский государственный педагогический университет
Россия


Ю. Н. Галагузова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Белогуров А. Ю. Становление и развитие этнорегиональных образовательных систем в России на рубеже XX-XXI веков : монография. - М. : МПА, 2003. - 248 с.

2. Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. Аксиологический подход в профессиональной подготовке социальных педагогов // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 6. - С. 11-18.

3. Григорьева М. И. Этнокультурное образование: сущность, подходы, опыт реализации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.vestnik.nspu.ru.

4. Доронина Н. А. Методическая система подготовки социальных педагогов в вузе к социально-педагогическому взаимодействию : дис.. канд. пед. наук. - М., 2012. - 219 с.

5. Доронина Н. А. Мобильные педагогические технологии и методы в подготовке будущих педагогов к социально-педагогическому взаимодействию // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6.

6. Коротаева Е. В. Основы педагогических взаимодействий. - Екатеринбург, 1996. - 118 с.

7. Моисеева Л. В. Региональное экологическое образование: теория и практика : дис. … д-ра пед. наук. - Екатеринбург, 1997. - 376 с.

8. Моисеева Л. В. Экологическое образование и его регионализация // Региональный подход в экологическом образовании периода детства : сб. науч. тр. / отв. ред. Л. В. Моисеева, О. Н. Лазарева. - Екатеринбург : УрГПУ, 1998. - С. 6-19.

9. Мухутдинова Т. З. Формирование и развитие региональной системы непрерывного экологического образования специалиста : дис. … д-ра пед. наук. - Казань, 2005. - 460 с.

10. Ниязова А. А. Воспитание гуманистической направленности личности учащихся в процессе экологического образования : автореф. дис. … канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2003. - 18 с.

11. Ниязова А. А. Региональные проблемы социальной экологии : монография. - Тобольск : ТГСПА им. Д. И. Менделеева, 2009. - 148 с.

12. Ниязова А. А., Садыкова Э. Ф., Гибадуллина Ю. М. Экологический подход в системе психолого-педагогического образования // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11 - 9. - С. 2061-2065.

13. Торохтий В. С. Социально-педагогический подход к деятельности образовательного учреждения [Электронный ресурс] // Грани познания. - 2014. - № 2(29). - С. 62-70. - Режим доступа: www.grani.vspu.ru.

14. Шаповалов В. К. Этнокультурная направленность российского образования. - М. : Владос, 2002. - 232 с.

15. Шилова В. С. Социально-экологическое образование школьников: теория и практика. - Белгород, 1999. - 244 с.


Для цитирования:


Ниязова А.А., Галагузова Ю.Н. РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОДХОДЫ И СОДЕРЖАНИЕ. Педагогическое образование в России. 2018;(2):35-39.

For citation:


Niyazova A.A., Galaguzova Yu.N. REGIONALIZATION OF SOCIAL AND ECOLOGICAL EDUCATION: APPROACH AND CONTENT. Pedagogical Education in Russia. 2018;(2):35-39. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)