Preview

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

https://doi.org/10.26170/po20-01-03

Полный текст:

Аннотация

В статье обоснованы методологические принципы понятийного аппарата в педагогических исследованиях; приведен ретроспективный анализ понятийно-терминологической системы педагогики: методологические семинары, монографии, научные статьи. Обосновано, что понятийный аппарат педагогики позволяет судить о степени развития педагогической теории, определять различные грани реальных педагогических объектов и многообразие познавательных задач, возникающих в процессе образования . Представлены диалектические принципы познания, лежащие в основе теоретического определения методологических принципов понятийного аппарата педагогического исследования; дается определение термина понятия, его объем и содержание, раскрывается эволюция системы понятий в педагогике. Обоснованы и раскрыты методологические принципы понятийного аппарата в педагогических исследованиях: системность (определение места ключевого понятия в понятийной системе исследования), валентность (способность педагогических понятий вступать в терминологические словосочетания с понятиями из других областей наук), адекватность (необходимость изучения в педагогических исследованиях научных понятий в отличие от нормативных), историческая обусловленность (эволюция понятий в разные исторические эпохи), импульсивность (неравномерность развития понятийных теорий, их способность к эволюционным всплескам), субъективность (аргументация субъективного определения понятий в педагогических исследованиях).

Об авторах

М. А. Галагузова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Ю. Н. Галагузова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Т. С. Дорохова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Р. Х. Исхаков
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Арсеньев, А. С. Анализ развивающего понятия / А. С. Арсеньев, В. С. Библер, Б. М. Кедров. - Москва, 1967. - 438 с. @@ Кедров, Б. М. О природе научного понятия / Б. М. Кедров // Вопросы философии. - 1969. - № 8. - С. 13.

2. Арташкина, Т. А. Ключевые понятия теории педагогического эксперимента / Т. А. Арташкина // Понятийный аппарат педагогики и образования : коллект. монография / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. - Екатеринбург, 2015. - Вып. 8. - С. 115-132@@ Гусакова, М. А. Феномен субъектности в теории и практике педагогики / М. А. Гусакова // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 4. - С. 90-95@@ Богданович, Н. В. Понятие субъектности и субъективности в контексте категории субъект / Н. В. Богданович. - URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3972. - Текст : электронный.

3. Галагузова, М. А. Основные понятия Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» / М. А. Галагузова, С. А. Ветошкин // Профессиональное образование. Столица. - 2013. - № 7. - С. 22-28@@ Гребенкина, Л. К. Совершенствование и использование основных педагогических понятий в научно-исследовательской деятельности / Л. К. Гребенкина // Понятийный аппарат педагогики и образования : коллект. монография / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. - Екатеринбург, 2015. - Вып. 8. - С. 75-82

4. Галагузова, М. А. Эволюция понятийного аппарата педагогики и образования / М. А. Галагузова, Г. Н. Штинова. - Москва, 2019. - 137 с.

5. Кантор, И. М. Педагогическая лексикография и лексикология / И. М. Кантор. - Москва, 1980. - 158 с.

6. Комаровский, Б. Б. Русская педагогическая терминология / Б. Б. Комаровский. - Москва, 1969. - 156 с.

7. Краевский, В. В. Язык педагогики в контексте современного научного знания / В. В. Краевский // Язык педагогики в контексте современного научного знания : матер. Всерос. методол. конф.-семинара / гл. ред. В. В. Краевский ; ред. А. А. Арламов, Р. В. Почтер. - Волгоград ; Краснодар ; Москва, 2018. - С. 38-47@@ Коршунова, Н. Л. Понятие методологии педагогики: к уточнению определения / Н. Л. Коршунова // Методология педагогики: понятийный аспект : сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. - Москва, 2014. - Вып. 1. - С. 8-20@@ Ибрагимов, Г. И. Методологические основы и факторы развития дидактических понятий / Г. И. Ибрагимов // Педагогика. - 2011. - № 10. - С. 12-20.

8. Куликова, Н. Л. Преодоление субъективности знания в процессе педагогического исследования : доклад на 2-ой сессии Дальневосточной секции Всероссийского методологического семинара «Проблемы объективности знания в педагогике» / Н. Л. Куликова. - Уссурийск, 2010. - 20 с.

9. Орлов, А. А. Методологические аспекты эффективности педагогических исследований / А. А. Орлов // Методология научного исследования в педагогике : коллект. монография / под ред. Р. С. Бозиева, В. К. Пичугиной, В. В. Серикова. - Москва, 2016. - 208 с.

10. Полонский, В. М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. - Москва, 2017. - 840 с.

11. Полонский, В. М. Динамика развития и соотношение основных понятий педагогики / В. М. Полонский // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. - № 4. - С. 6-15.

12. Понятийный аппарат педагогики и образования : сборник научных трудов / отв. ред. Е. В. Ткаченко. - Екатеринбург, 1995. - Вып. 1. - 224 с.@@ Понятийный аппарат педагогики и образования : сборник научных трудов / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. - Москва, 2007. - Вып. 5. - 592 с.@@ Понятийный аппарат педагогики и образования : коллективная монография / отв. ред. М. А. Галагузова, В. М. Полонский. - Екатеринбург, 2019. - Вып. 11. - 388 с.

13. Современные проблемы педагогики: парадигма науки и тенденции развития образования : мате-риалы Всерос. методол. конф.-семинара : в 2-х ч. / гл. ред. В. В. Краевский ; ред. А. А. Арламов, Е. В. Бережнова. - Краснодар, 2006. - Ч. 1. Парадигма педагогики в контексте развития научного знания. - 232 с. @@ Актуальные проблемы методологии педагогического исследования в постнеклассический период развития науки : материалы Всерос. методол. конф.-семинара / науч. ред. В. В. Краевский. - Краснодар ; Москва, 2008. - 240 с. @@ Методология педагогики: педагогическая наука и педагогическая практика как единая система : матер. Междун. научно-практ. конф. : в 2-х ч. / отв. ред. А. Н. Звягин. - Челябинск, 2012. - Ч. 1. - 458 с.

14. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. - Санкт-Петербург, 1907. - 495 с.

15. Философский энциклопедический словарь. - 1997. - С. 354.


Для цитирования:


Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Дорохова Т.С., Исхаков Р.Х. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ. Педагогическое образование в России. 2020;(1):28-34. https://doi.org/10.26170/po20-01-03

For citation:


Galaguzova M.A., Galaguzova Yu.N., Dorokhova T.S., Iskhakov R.Kh. METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF THE CONCEPTUAL APPARATUS IN PEDAGOGICAL RESEARCH. Pedagogical Education in Russia. 2020;(1):28-34. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-01-03

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)