Preview

О ПРИРОДЕ ТВОРЧЕСТВА (АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД)

https://doi.org/10.26170/po20-01-02

Полный текст:

Аннотация

В статье представлен опыт реализации аналитико-синтетического подхода применительно к исследованию творчества. Это предполагает установление связей творчества с основными психическими и социальными явлениями, которые определяют его бытие. Базовым в рамках этой системы отношений является отношение к деятельности. Поскольку любая деятельность человека представляет собой единство стереотипного (нетворческого) и развивающегося (творческого подвижного) начал, творчество - это новаторская часть деятельности, которая направлена на создание нового. Все виды деятельности делятся на собственно творческие и относительно творческие. В первых творчество - цель, а стереотипная часть - средство. Во вторых, наоборот, стереотипные процедуры - цель, а творческая часть - средство. В природе творчества нет, но, как и в обществе, имеет место развитие. Творчество - не механизм развития, творчество - это деятельность, посредством которой осуществляется развитие как качественное направленное изменение объектов. Творчество нельзя противопоставлять отражению. Сознание человека в той мере преобразует мир, в какой его отражает и становится регулятором деятельности. Творчество нельзя отождествлять с мышлением, так как мышление может быть не только творческим, но и стереотипным, а в процессе творчества участвует и бессознательное (интуиция). Творческое воображение в реальном мире отражает сферу возможного, т. е. то, чего нет, но что может быть. Основной формой его существования является проектная деятельность человека, которая возникает на основе предметного и оценочного знания и является средством преобразования реального мира. Креативность - способность человека создавать новое, а творчество - реализация этой способности. Поэтому отождествлять творчество с креативностью неправомерно. Креативность детерминируется задатками человека, социальными условиями и личностными особенностями. Задаткам и социальным условиям в этой детерминации, на наш взгляд, принадлежит роль определяющая, а личностным особенностям - решающая. Творческий процесс рассматривается в единстве психологического и социокультурного подходов к нему. Творческий процесс начинается не с постановки проблемы, а с предпосылок к нему - потребностей общества и личности в новациях и возможностей их создания. Завершается он не субъективным образом нового, а устноречевым, письменно-речевым и производственным его опредмечиванием и потреблением нового продукта. В ходе потребления (деятельности потребителя) выясняется реальная истинность и ценность творческого продукта. Знание о природе творчества - это методология изучения творчества в образовании.

Об авторе

В. В. Байлук
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Байлук, В. В. Принципы и методы воспитания и самовоспитания студентов : монография / В. В. Байлук ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2007. - 492 с.

2. Байлук, В. В. Человекознание. Самообразовательная и самовоспитательная реализация личности как законы успеха : монография / В. В. Байлук ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2012. - 150 с.

3. Батищев, Г. С. Введение в диалектику творчества / Г. С. Батищев. - Санкт-Петербург : Изд-во РХГИ, 1997. - 464 с.

4. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 3-е изд. - Москва, 2003. - 672 с.

5. Введение в психологию / под общ. ред. проф. А. В. Петровского. - Москва : Академия, 1996. - 496 с.

6. Гумерова, Р. В. Творчество как способ бытия / Р. В. Гумерова // Вестник Томского государственного университета. - 2005. - № 286. - С. 56-63.

7. Келасьев, В. Н. Самореализация человека: введение в человекознание / В. Н. Келасьев, Р. А. Зобов. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. - 279 с.

8. Кузнецова, Ю. В. Феномен креативности как личностная способность к творчеству / Ю. В. Кузнецова // Центр и периферия. - 2007. - № 1.

9. Кузьмина, Р. И. О творчестве, видах творчества и их особенностях / Р. И. Кузьмина // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-2. - С. 366-371.

10. Мадина, Р. Системное представление о развитии способности к интеллектуальному творчеству / Р. Мадина // Развитие личности. - 2012. - № 6.

11. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - Москва : Государственное издательство политической литературы, 1960. - Т. 23. - 908 с.

12. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. - Москва : Рефл-Бук ; Киев : Ваклер, 1997. - 304 с.

13. Маяковский, В. В. Полное собрание произведений / В. В. Маяковский ; Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького, Рос. акад. наук. - Москва : Наука, 2014. - Т. 2. Стихотворения 1924-1926. - 638 с.

14. Мухина, В. С. Творчество - феноменологическая сущность личности / В. С. Мухина // Развитие личности / Московский педагогический государственный университет. - 2007. - № 1. - С. 13-24.

15. Философский словарь / сост. и гл. науч. ред. А. А. Грицанов. - 3-е изд., испр. - Минск : Книжный дом, 2003. - 1280 с.

16. Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. - Москва : Педагогика, 1976. - 280 с.

17. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. - Москва : Академия, 2002. - 388 с.

18. Сорокин, А. А. Идеальное, творчество и развитие человека / А. А. Сорокин // Вопросы философии. - 2009. - № 6. - С. 82-91.

19. Философская энциклопедия / гл. ред. Ф. В. Константинов ; Ин-т философии, Акад. наук СССР. - Москва : Советская энциклопедия, 1964. - Т. 3. - 584 с.

20. Философский словарь / авт.-сост.: С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 562 с.

21. Шестов, Л. И. Апофеоз беспочвенности / Л. И. Шестов. - Москва : Рипол-классик, 2018. - 312 с.

22. Щедровицкий, Л. П. А был ли ММК? / Л. П. Щедровицкий // Вопросы методологии. - 1997. - № 1/2. - С. 49-57.


Для цитирования:


Байлук В.В. О ПРИРОДЕ ТВОРЧЕСТВА (АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД). Педагогическое образование в России. 2020;(1):13-27. https://doi.org/10.26170/po20-01-02

For citation:


Bayluk V.V. ABOUT THE NATURE OF CREATIVITY (ANALYTIC AND SYNTHETIC APPROACH). Pedagogical Education in Russia. 2020;(1):13-27. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-01-02

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)