Preview

ОТ ПОЛИТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ МОЛОДЕЖИ К СТРАТЕГИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ ОДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

https://doi.org/10.26170/po20-01-01

Полный текст:

Аннотация

В работе поставлена проблема разработки системы политического образования, адекватной актуальному состоянию молодежи, которая не может быть представлена в качестве цельной группы и управляемого объекта, представляет собой совокупность разномастных подвижных общностей со своими специфическими особенностями, способных к самостоятельной политизации. Цели исследования: разработка контуров дифференцированной стратеги политического образования молодежи России на основании ее множественных политических стратегий и форматов политизации. В основе разработки лежит анализ данных на тематических ресурсах сети Интернет и в социальных сетях, эссе студентов и учащихся школ (n=21) по проблеме самоопределения в политике, интервью с элементами кейсов (n=10) в 2019 г. и (n=17) в 2017-2018 гг.; апробация диагностической методики «Определение типа политической стратегии молодежи»; методы экспертных оценок и мозговых штурмов с элементами форсайта. В результате предложена типология политических стратегий молодежи, включающая 10 типов, для каждого из которых сформулированы рекомендации, а также приведены общие стратегические приоритеты, ключевые принципы, релевантные методики работы, риски в условиях политически дифференцированной молодежной среды. Установлено, что необходимо реализовывать политическое образование, в т. ч. за пределами учебных заведений, выбирать формы, методы и содержание обучения в соответствии со стратегической ориентацией молодежи. Научная новизна обусловлена адресностью подхода к формированию стратегии политического образования. Полученные рекомендации ложатся в основу построения адекватной системы работы с политическими аспектами жизни молодежи с учетом ее особенностей, институциональной и внеинституциональной политизации, современных контекстов (цифровизиция, мобильность и пр.).

Об авторе

И. А. Симонова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Бродовская, Е. В. Цифровое поколение: гражданская мобилизация и политический протест российской молодежи / Е. В. Бродовская, Т. Хуанг // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2019. - № 5. - С. 3-18.

2. Букин, В. П. Жизненные стратегии молодежи российской провинции / В. П. Букин // Власть. - 2009. - № 1. - С. 51-55.

3. Гынгазов, Р. П. Политическое образование как средство влияния на процессы рекрутирования политической элиты / Р. П. Гынгазов // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 353. - С. 51-54.

4. Желнина, А. А. «Полит-тусовка» - альтернативное публичное пространство в сфере молодежной политики / А. А. Желнина // Социологические исследования. - 2014. - № 3. - С. 109-117.

5. Копаева, Е. В. Политическая активность студенческой молодежи: проблемы и тенденции / Е. В. Копаева, К. А. Котова, С. Ю. Лисова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 6 (80) : в 2-х ч. Ч. 1. - C. 82-86.

6. Легостаева, Н. И. Протестные сообщества в социальной сети «вконтакте»: виды, тематика, содержание публикаций / Н. И. Легостаева // Дискурс. - 2019. - № 33. -С. 130-143.

7. Мартынова, М. Ю. Проблемы развития системы политического образования в современной России / М. Ю. Мартынова // Социальная политика и социология. - 2010. - № 11 (65). - С. 154-158.

8. Милорава, А. Р. Политическая активность российской молодежи на современном этапе / А. Р. Милорава // Молодой ученый. - 2017. - № 14. - С. 572-573.

9. Молодежное политическое лидерство в ценностно-когнитивном пространстве Северо-Западных и Южно-Сибирских регионов России : брошюра / под ред. О. В. Поповой. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2019. - 80 с.

10. Осипова, Л. Б. Жизненные стратегии молодежи: опыт социологического исследования / Л. Б. Осипова, Л. А. Энвери // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2016. - № 4. - С. 108-129.

11. Петров, В. П. Политическое образование в России: цели, структура, содержание / В. П. Петров. - URL: http://viperson.ru/wind.php?ID=633360 (дата обращения: 01.11.2019). - Текст : электронный.

12. Расширение политического участия молодежи на всех этапах электорального цикла : практическое руководство. - URL: https://www.ec-undp-electoralassistance.org/wp-content/uploads/2018/08/undp-contents-publications-enhancing-youth-political-participation-throughout-the-electoral-cycle-Russian.pdf (дата обращения: 01.11.2019). - Текст : электронный.

13. Сморгунов, Л. В. Нужна ли современной России система политического образования? / Л. В. Сморгунов // Политическая экспертиза: Политэкс. - 2007. - Т. 33, № 1. - С. 204-237.

14. Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов. Результаты исследования, 2015-2019 г. - URL: https://spb.hse.ru/soc/youth/rnf/paper (дата обращения: 01.11.2019). - Текст : электронный.

15. Ясавеев, И. Г. Лейтмотивы властной риторики в отношении российской молодежи / И. Г. Ясавеев // Социологическое обозрение. - 2016. - Т. 15, № 3. - С. 49-67.

16. Rasche, А. The Paradoxical Foundation of Strategic Management / А. Rasche. - Physica-Verlag Heidelberg, 2008. - 345 р.

17. Vromen, A. Digital Citizenship and Political Engagement / A. Vromen. - London : Palgrave Macmillan UK, 2017. - 278 р.

18. Yeshpanova, D. Social activity of youth in social and cultural measurement / D. Yeshpanova, G. Narbekova, N. Biyekenova, et al. // Procedia, Social and Behavioral Sciences. - 2014. - № 140. - Р. 109-144.


Для цитирования:


Симонова И.А. ОТ ПОЛИТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ МОЛОДЕЖИ К СТРАТЕГИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ ОДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Педагогическое образование в России. 2020;(1):6-12. https://doi.org/10.26170/po20-01-01

For citation:


Simonova I.A. FROM THE POLITICAL STRATEGIES OF YOUTH TO THE STRATEGY OF POLITICAL EDUCATION: THE EXPERIENCE OF THE ONE RESEARCH. Pedagogical Education in Russia. 2020;(1):6-12. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-01-01

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)