Preview

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛЫХ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.26170/po19-09-26

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема совершенствования знаний иностранного языка у взрослых, которые имеют относительно высокий образовательный и профессиональный уровень. Авторами проведен анализ программ дополнительного образования по изучению иностранных языков, разработанных и реализуемых в Институте по переподготовке и повышению квалификации в Уральском федеральном университете. Целью исследования являлось подтверждение или опровержение гипотезы, что обучение взрослых иностранному языку становится более эффективным при формировании индивидуальной образовательной траектории обучающегося. Потребность в изучении иностранного языка возникает у разных категорий взрослых людей. Взрослые иногда приходят после длительного перерыва в изучении тех или иных предметов, усваивают новые знания с разной скоростью и имеют свои цели и задачи в процессе обучения. На основе опроса и индивидуального собеседования было проведено исследование целей изучения иностранного языка, видов дополнительного образования после окончания вуза, необходимых навыков для развития, предпочтения способов изучения. Слушателями занятий по первой программе были преподаватели университета с уровнем знаний B1, ставившие перед собой цель написания научных статей и выступления на международных конференциях. В состав слушателей по второй программе входили сотрудники университета с уровнем знаний А1/А2, целью которых был туризм и расширение запаса лексики, необходимой для социально-бытового общения. Третья группа состояла из преподавателей иностранных языков с высоким уровнем владения языками (С1/С2), которые хотели пройти повышение квалификации и ознакомиться с новыми методиками и особенностями преподавания теории и практики перевода. Внутри каждой программы предлагались индивидуальные образовательные траектории и использовались активные и интерактивные методы обучения. Анализируя результаты обучения, авторы отмечают, что индивидуальная образовательная траектория в сочетании с активной самостоятельной работой способствует более эффективному изучению иностранного языка.

Об авторах

О. В. Потапова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия


Ю. И. Клечин
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия


Список литературы

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе : учеб.пособие / сост. Т. Г. Мухина. - Н. Новгород : ННГАСУ, 2013. - 97 с.

2. Афанасьев В. В. Персонифицированноедополнительное профессиональное образование : (программа повышения квалификации) // Вестн. МГУ. Педагогические науки. - 2017. - № 1. - С. 45-60.

3. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб.пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2006. - 336 с.

4. Гладкова О. К. Проблема обучения взрослых иностранному языку // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 6. - С. 93-95.

5. Дубровская Н. В., Мищенко Е. С. Методы активного обучения и влияние их комплексного использования на процесс подготовки студентов вуза // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития : материалы 6-й Всерос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2013. - Т. 1. - С. 140-143.

6. Ефимова Р. М. Некоторые особенности обучения взрослых иностранному языку [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pglu/lib/publications/University/uch_2008.

7. Зайцева В. В., Рожина Т. Д. О проблеме непрерывного обучения иностранному языку в системе высшего образования // Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам. - 2013. - № 7. - С. 34-43.

8. Змеёв С. И. Технология обучения взрослых : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2002. - 128 с.

9. Клечин Ю. И., Кобзева Н. С., Степченкова М. А., Янченко С. И. Активные и интерактивные методы обучения как формы активизации познавательной деятельности студентов [Электронный ресурс] // Новые образовательные технологии в вузе : материалы 12-й Междунар. науч.-метод. конф. (НОТВ-2015, 27-29 апр. 2015 г.) : сб. тез.докл. участников конф. - Екатеринбург, 2015. - Режим доступа: http://www.urfu/ru (дата обращения: 06.04.2019).

10. Потапова О. В., Степанова О. С. Организация самостоятельной работы по иностранному языку студентов бакалавриата неязыковых вузов // Материали за 8-а международна научна практична конференция, «Динамиката на съвременната наука» (София, 17-25 юли 2012 г.). - София : «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2012. - Т. 6 : Педагогические науки. - С. 34-40.

11. Пуляевская А. М. Методы обучения и пирамида Дейла [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nitforyou.com/metodped/2016 (дата обращения: 6.04.2019).

12. Суртаева Н. Н. Нетрадиционые педагогические технологии: парацентрическая технология : учеб.науч. пособие. - М. ; Омск, 1974. - 22 с.

13. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? : пособие для учителя. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с.

14. Oxenden C., Latham-Koenig C., Seligson P. New English File. Pre-intermediate Teacher’s Book. - Oxford, 2014. - 232 р.

15. Spratt M., Pulverness A., Williams M. The TKT Teaching Knowledge Test Course. - Cambridge Univ. Pr., 2012. - 256 p.


Для цитирования:


Потапова О.В., Клечин Ю.И. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛЫХ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Педагогическое образование в России. 2019;(9):186-193. https://doi.org/10.26170/po19-09-26

For citation:


Potapova O.V., Klechin Yu.I. INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY WHEN TEACHING ADULTS A FOREIGN LANGUAGE IN ADDITIONAL EDUCATION PROGRAMS. Pedagogical Education in Russia. 2019;(9):186-193. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-09-26

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)