Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

Проблемы подготовки к педагогическому взаимодействию в современных профессиональных стандартах

Полный текст:

Аннотация

Сопряжение содержания профессионального стандарта педагога и федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования сегодня является одной из актуальных задач в социокультурной сфере. Особую проблему в этой области составляет соответствие (на данный момент - несоответствие) формируемых компетенций у будущих педагогов в процессе вузовской подготовки и трудовых функций как критерия профессионального мастерства работающего педагога, учителя. В представленной статье анализируется эта ситуация применительно к области педагогических взаимодействий, которые всегда составляли основу образовательного процесса и контактов субъектов, включенных в этот процесс. Проблема заключается в том, что в реализуемых ныне федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по направлению «44.03.01 Педагогическое образование» не обнаруживается обращений к педагогическому взаимодействию ни в списке задач, ни в числе видов профессиональной деятельности, ни в описании формируемых у будущих педагогов компетенций, ни в перечне рекомендуемых дисциплин учебного плана и т. д. При этом контекстный анализ стандарта по направлению «44.03.02 Психолого-педагогическое образование» выявляет многократное обращение к категории взаимодействия. Отсюда следует вывод о том, что педагог-психолог оказывается в итоге более подготовленным к организации, включению в различные ситуации, связанные с психолого-педагогическими контактами и взаимодействиями, нежели педагог, получивший образование по сугубо педагогическому направлению. Поэтому необходимо включить педагогическое взаимодействие в содержание подготовки будущих педагогов при разработке стандартов следующего поколения. В число задач реализации педагогики взаимодействий нужно включить определение стратегии и тактику организации педагогических взаимодействий в современном образовательном процессе с учетом меняющейся социокультурной ситуации, а также создание банка данных, включающих приемы и методы взаимодействия субъектов обучения, соответствующих новационным подходам в современном образовательном пространстве (интерактивное, дистанционное обучение, отношения партнерства в образовании и т. д.). Это будет способствовать дальнейшему совершенствованию педагогического взаимодействия как актуального феномена образовательного процесса.

Об авторе

Е. В. Коротаева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Бордовский Г. А. Вызовы современной системы образования школьному учителю // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - № 2. - С. 6-10.

2. Гаврилушкина О. П., Егорова М. А., Захарова А. В., Костенкова Ю. А Подготовка педагога-психолога к профессиональной деятельности по трудовой функции «Коррекционно-развивающая работа с обучающимися» // Психолого-педагогические исследования. - 2015. - Т. 7. - № 4. - С. 12-21.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 540600 «Педагогика», Степень (квалификация) - бакалавр педагогики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://textarchive.ru/c-2902401.html (дата обращения: 21.01.2018).

4. Ковалева Т. М. Основные тенденции тьюторского сопровождения в России // Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях обучения. - Пермь : ПГГПУ, 2012. - С. 3-7.

5. Коптелов А. В., Машуков А. В. Профессиональное развитие педагогов в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - Режим доступа: www.science-education.ru (дата обращения: 21.01.2018).

6. Коротаева Е. В. О роли научно-методического сопровождения в развитии теории и практики образования // Педагогическое образование в России. - 2015. -№ 4. - С. 38-44.

7. Минтруда и социальной защиты. Профстандарты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/archive.php (дата обращения: 20.01.2018).

8. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 21.01.2018).

9. Панфилова А. П., Долматов А. В. Взаимодействие участников образовательного процесса : учебник для бакалавров. - М. : Юрайт, 2017. - 487 с.

10. Пилипенко С. А., Жидков А. А., Караваева Е. В., Серова А. В. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации // Высшее образование в России. - 2016. - № 6. - С. 5-15.

11. Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.osu.ru/docs/fgos/vo/bak_44.03.01.pdf (дата обращения: 21.01.2018).

12. Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/1/1642 (дата обращения: 21.02.2018).

13. Профессиональный стандарт педагога (проект) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/1765544/ (дата обращения: 21.021.2018).

14. Прохорова М. П. Содержание и виды инновационной деятельности педагога в условиях модернизации педагогического образования // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 12. - С. 1148-1152.

15. Романцев Г. М., Федоров В. А., Осипова И. В., Тарасюк О. В. Профессиональный стандарт педагога профессионального обучения: подходы к разработке // Вестник учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. - 2012. - № 1. - С. 14-25.

16. Стандарт профессии: к ремеслу будут новые требования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2012/09/04/standart.html (дата обращения: 21.01.2018).

17. Черепанова О. А., Нафикова С. Ф Актуализация оценочной деятельности педагогов в условиях открытого профессионального взаимодействия // Сетевое взаимодействие как фактор профессионального роста современного педагога. - Челябинск : Цицерон, 2017. - С. 177-180.


Рецензия

Для цитирования:


Коротаева Е.В. Проблемы подготовки к педагогическому взаимодействию в современных профессиональных стандартах. Педагогическое образование в России. 2018;(2):28-34.

For citation:


Korotaeva E.V. ISSUES OF TRAINING FOR PEDAGOGICAL INTERACTION IN MODERN PROFESSIONAL STANDARDS. Pedagogical Education in Russia. 2018;(2):28-34. (In Russ.)

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)