Preview

ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЫ

https://doi.org/10.26170/po19-09-21

Полный текст:

Аннотация

В современном обществе наблюдается смешение социальных ролей мужчины и женщины в различных сферах жизни. Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что данные тенденции обусловлены отсутствием гендерного подхода к воспитанию на всех ступенях образования, в том числе и в семейной системе. Гендерная стратегия РФ предполагает инновационные изменения на всех уровнях системы образования. Современная трансформация социальных, профессиональных отношений, пересмотр традиционных устоев общества, семейных ценностей оказывают влияние на формирование устойчивой гендерной социализации либо диффузной гендерной позиции. В работе рассматриваются педагогические и социальные факторы, которые влияют на формирование неадаптированных форм гендерной идентичности, а также факторы, детерминирующие определенные типы гендерной идентичности в юношеском возрасте. Основной целью работы стало выявление психологических особенностей проявления различных типов гендерной идентичности в юношеском возрасте в семьях, имеющих разную гендерную представленность. В теоретическом аспекте проанализированы подходы к изучению структурных компонентов гендерной идентичности: структурный; историко-эволюционный; гендерный; концепция многомерно-функциональной организации свойств личности и индивидуальности; концепции возрастного и социально-личностного развития. Основными методами выступили теоретические, эмпирические (наблюдение, беседа, контент-анализ, психодиагностические), методы математико-статистического анализа. Психодиагностический инструментарий позволил определить структурно-типологические особенности гендерной идентичности в юношеском возрасте. Научная новизна состоит в том, что совокупность представленных результатов содержит решение проблемы: гендерная представленность семейной системы детерминирует типы гендерной идентичности и формирует специфические особенности гендерно-ролевого поведения в юношеском возрасте. Теоретическая значимость заключается в том, что в работе определены компоненты гендерной идентичности (эмоционально-оценочный, когнитивный, поведенческий, личностный) и их психологическое содержание; выявлены факторы, обусловливающие психологические особенности развития гендерной идентичности. Практическая значимость работы заключается в прикладной направленности полученных результатов, которые могут быть широко использованы в практике образовательных организаций. Основными выводами исследования являются следующие: гендерно-ролевое поведение членов семьи, особенности внутрисемейной системы и межличностных отношений формируют специфические типы гендерной идентичности в мужской и женской группах. Сформированный тип гендерной идентичности оказывает влияние на гендерно-ролевое поведение в социуме, что может стать причиной нарушений взаимодействия личности с окружающими. Внедрение в образовательный процесс учебных и образовательных программ гендерной направленности позволит корректировать последствия влияния семейного воспитания на тип гендерной идентичности.

Об авторах

И. А. Курочкина
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


В. В. Пузырев
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Бем С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов : пер. с англ. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 336 с.

2. Ижванова Е. М. Исследование связи гендерных стереотипов и образов маскулинности / фемининности в различных возрастных группах // Психотерапия. - 2007. - № 11. - С. 17-25.

3. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие. - Москва : Гардарики, 2008. - 320 с.

4. Клецина И. С. Психология гендерных отношений : дис. … д-ра психол. наук. - СПб., 2004. - 460 с.

5. Кон И. С. Психология половых различий // Психология индивидуальных различий : тексты. - М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1982. - С. 78-83.

6. Курочкина И. А., Зеер Э. Ф. Оценка взаимосвязей компонентов структуры гендерной идентичности подростков, воспитывающихся в семье и в учреждениях государственного воспитания [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/121-17692 (дата обращения: 06.03.2015).

7. Курочкина И. А., Шахматова О. Н. Проблема гендерной идентичности : учеб. пособие. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. - 243 с.

8. Курочкина И. А. Становление гендерной идентичности во взаимосвязи с типом семьи // Психология в системе образования : материалы 4-й Всерос. науч.-практ. конф. для практических психологов, молодых ученых и студентов. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. - С. 119-123.

9. Мищенко Л. В. Развитие пологендерных структур интегральной индивидуальности студентов в зависимости от отношения к учебной деятельности [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. - 2015. - № 4. -Режим доступа: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 08.01.2016).

10. Мищенко Л. В. Формирование пологендерной индивидуальности субъектов образования : дис. … д-ра психол. наук. - Пятигорск, 2015. - 449 с.

11. Ожигова Л. Н. Гендерная идентичность личности и смысловые механизмы ее реализации : дис. … д-ра психол. наук. - Краснодар, 2006. - 431 с.

12. Рымарев Н. Ю. Личностные особенности подростков с различной гендерной идентичностью : автореф. дис. … канд. психол. наук. - Краснодар, 2006. - 22 с.

13. Ситников В. Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых). - СПб. : Химиздат, 2001. - 288 с.

14. Степанова Л. Г. Формирование гендерной идентичности у современных юношей и девушек в контексте социально-психологического развития личности // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 5. - С. 67-71.

15. Шнейдер Л. Б. Семейное воспитание и воспитательный потенциал родительства // Изв. Рос. акад. образования. - 2015. - № 2. - С. 65-72.


Для цитирования:


Курочкина И.А., Пузырев В.В. ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЫ. Педагогическое образование в России. 2019;(9):157-162. https://doi.org/10.26170/po19-09-21

For citation:


Kurochkina I.A., Puzyrev V.V. GENDER IDENTITY OF A PERSONALITY IN THE FAMILY SYSTEM CONTEXT. Pedagogical Education in Russia. 2019;(9):157-162. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-09-21

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)