Preview

ФОРМЫ ВНУТРЕННЕГО КРОСС-КУЛЬТУРНОГО КОНТЕКСТА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

https://doi.org/10.26170/po19-09-20

Полный текст:

Аннотация

В статье представлено определение внутреннего кросс-культурного контекста первоклассников в период адаптации к школе с позиций контекстного подхода. Раскрыто содержание форм внутреннего кросс-культурного контекста первоклассников (диффузной, групповой, кризисной, субъектной, социокультурной). Цель исследования состоит в выявлении связи форм внутреннего контекста первоклассников с психологическими защитами. Для достижения поставленной цели была проведена психологическая диагностика 95 учащихся первых классов (разной этнической принадлежности) г. Нижнего Тагила и г. Екатеринбурга. С целью изучения психологических защит первоклассников использовалась полупроективная методика «Сказочный проективный тест». Представлены описание стимульного материала, инструкции испытуемому, характеристика этапов количественной и качественной обработки ответов и интерпретации результатов, указаны правила использования проективных методик в варианте для младших школьников. Для решения исследовательской задачи был применен метод математической статистики - анализ номинативных данных по критерию χ2 Пирсона. Были установлены достоверные связи форм внутреннего контекста с психологическими защитами: проективной идентификацией, проекцией, «агрессией, направленной на себя» на статистически значимом уровне. Приведены примеры ответов испытуемых с разной формой внутреннего контекста, в которых были проявлены данные виды защитных механизмов. Показано, что процессы интеграции - дезинтеграции элементов внутреннего кросс-культурного контекста первоклассников сопровождаются бессознательным включением психологических защит, роль которых зависит от форм данного контекста. У первоклассников с нецелостным внутренним кросс-культурным контекстом (диффузная, групповая и кризисная формы) обнаружена статистическая тенденция к большему (более чем в два раза) использованию примитивных психологических защит, чем у первоклассников с целостным внутренним контекстом (субъектная, социокультурная формы).

Об авторах

Н. В. Жукова
Уральский государственный медицинский университет
Россия


Л. А. Рыбакова
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета
Россия


Список литературы

1. Вербицкий А. А., Калашников В. Г. Категория «контекст» в психологии и педагогике : моногр. - М. : Логос, 2010. - 300 с.

2. Жукова Н. В. Контексты становления личной культуры субъекта познания : моногр. - Екатеринбург : Урал. ин-т экономики, управления и права, 2012. - 148 с.

3. Жукова Н. В., Рыбакова Л. А. Теоретическая модель содержания кросскультурного контекста обучающегося // Вестн. Воронеж. гос. тех. ун-та. - 2013. - Т. 9. - № 3.2. - С. 43-46.

4. Колакоглоу К. Сказочный проективный тест: для исследования личности детей : рук. : пер с англ. - М. : Когито-Центр, 2003. - 215 с.

5. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии : учеб. пособие для вузов. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2009. - 288 с.

6. Каменская Е. Н. Психология развития: общие и специальные вопросы : учеб. пособие. - М. : Детство-пресс, 2008. - 367 с.

7. Липов В. Н. Феномен психологической защиты: теория и перспективы исследования // Психология в вузе. - 2005. - № 4. - С. 68-71.

8. Лурье С. В. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применение к анализу исторического и этнографического материала. - СПб. : Тип. им. Котлякова, 1994. - 228 с.

9. Рыбакова Л. А. Формы личной культуры первоклассников на уровне этнической идентичности // Инновации в современном мире: цели, приоритеты, решения : материалы 2-го Междунар. науч.-практ. форума (Екатеринбург, апр. 2013 г.). - Екатеринбург : Изд-во Урал. ин-та экономики, управления и права, 2013. - Ч. 1. - С. 362-363.

10. Рыбакова Л. А. Социокультурный подход к адаптации первоклассников к школе в условиях полиэтнической среды // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук : материалы 5-й Междунар. науч.-практ. конф. (29-30 дек. 2010 г.). - М., 2010. - С. 228-229.

11. Рыбакова Л. А. Методические вопросы использования проективных тестов в исследовании личности младшего школьника // Актуальные проблемы психологии и конфликтологии : сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010. - С. 17-20.

12. Риман Ф. Основные формы страха. Исследование в области глубинной психологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / пер. с нем. Э. Л. Глушанского. - М. : Академия, 2005. - 192 с.

13. Солдатова Г. У. Социокультурный подход в практической психологии вынужденной миграции // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы. - М. : Смысл, 2001. - С. 4-25.

14. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - СПб. : Питер, 2018. -160 с.

15. Plutchik R., Kellerman H., Conte H. R. A Structural theory of ego defenses and emotions // Emotions in personality and psychopathology / C. E. Izard (ed.). - New York : Plenum, 1979. - P. 227-257.


Для цитирования:


Жукова Н.В., Рыбакова Л.А. ФОРМЫ ВНУТРЕННЕГО КРОСС-КУЛЬТУРНОГО КОНТЕКСТА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. Педагогическое образование в России. 2019;(9):150-156. https://doi.org/10.26170/po19-09-20

For citation:


Zhukova N.V., Rybakova L.A. FORMS OF INTERNAL CROSS-CULTURAL CONTEXT AND PSYCHOLOGICAL PROTECTION IN THE PROCESS OF ADAPTATION OF FIRST GRADERS. Pedagogical Education in Russia. 2019;(9):150-156. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-09-20

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)