Preview

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СПОСОБ ЕЕ ОЦЕНКИ

https://doi.org/10.26170/po19-09-19

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования готовности к профессиональной деятельности у студентов педагогических вузов, а также вопросу о том, как и какими средствами следует определять наличие этой готовности. На основе анализа исследований понятия «готовность к профессиональной деятельности выпускников педагогического вуза», в соответствии с требованиями Профессионального стандарта учителя показано, что готовность к профессиональной деятельности учителя у выпускника педвуза должна рассматриваться как интегративное качество субъекта этой деятельности, включающее мотивацию на профессию учителя и самосовершенствование личности будущего педагога, его нравственные и этические качества, необходимые знания и умения, опыт успешной профессиональной деятельности. Для оценки готовности предложен дихотомический подход: выпускник либо готов к профессиональной деятельности, либо не готов. Для практической организации контроля готовности к педагогической деятельности предложены следующие компоненты: мотивация на профессию учителя и самосовершенствование личности, нравственные и этические ее характеристики, необходимые знания и умения, опыт успешной профессиональной деятельности. В качестве инструмента для оценивания готовности предлагается формирование электронного студенческого портфолио, в котором за годы учебы в вузе происходит фиксация и накопление информации об индивидуальных достижениях студентов, о внешних и рефлексивных оценках результатов их деятельности с позиции собственного продвижения к установленной образовательной цели. «Побочным» эффектом использования технологии портфолио является повышение уровня использования средств информационных и коммуникационных технологий, мотивации к изучению учебных дисциплин, повышение организованности, стимулирование рефлексивной деятельности и др. Применение технологии портфолио в контексте достижения образовательных целей вузовской подготовки позволяет решать социально-значимые задачи, развивать личностные качества студента и целенаправленно осуществлять контроль за формированием его готовности к профессиональной деятельности учителя.

Об авторах

Л. И. Миронова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия


Б. М. Игошев
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Т. Н. Шамало
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Байлук В. В. Формирование готовности будущих специалистов в вузе к профессиональной самореализации : монография / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2016. - 464 с.

2. Беловалова С. П., Орлова Р. А. Готовность учителя к профессиональной педагогической деятельности как качество личности // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 14. - С. 140-157.

3. Ваганова О. И., Хижная А. В., Костылева Е. А., Костылев Д. С. Портфолио как инструмент оценки достижений студентов // Международный журнал прикладных фундаментальных исследований. - 2016. - № 4. - С. 815-817.

4. Витицкая С. С. Структура и критерии готовности магистров образования к педагогической деятельности // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Серия психологии и педагогики. - 2013. - № 2 (3). - С. 59-63.

5. Государев И. Б. Веб-портфолио [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://design. gossoudarev.com/portfolio_html.

6. Жукова В. Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» // Известия Томского политехнического университета. - 2012. - № 6. - С. 118-121.

7. Зеер Э. Ф., Степанова Л. Н. Портфолио как инструментальное средство самооценивания учебно-профессиональных достижений студентов // Образование и наука. - 2018. - № 6. - С. 139-157.

8. Иванова Т. Н. К вопросу о готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2014. - № 4. - С. 60-63.

9. Лосев В. В., Корчагина М. В. Психолого-педагогический анализ понятия «готовность к научно-исследовательской деятельности будущих педагогов» // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А.Некрасова. - 2011. - № 1. - С. 64-68.

10. Малахов О. Ю. Реализация педагогической технологии портфолио в рефлексивно-образовательной среде вуза // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7. - № 3 (24). - С. 261-265.

11. Миронова Л. И. Подготовка бакалавров к разработке и использованию информационно-методического обеспечения на базе процессного подхода системы менеджмента качества (на примере направления «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем») : дис.. д-ра пед. наук : 13. 00.08. - М., 2018. - 325 с.

12. Новикова Т. Г. Портфолио в зарубежной образовательной практике / Т. Г. Новикова, М. А. Пинская, А. С. Прутченков, Е. Е. Федотов // Вопросы образования. - 2004. - № 3. - С. 201-239.

13. Плахина Л. Н., Дианова Ю. А. Методика создания электронного портфолио в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Серия Педагогика, Психология. - 2013. - № 4 (19). - С. 198-240.

14. Портфолио : рекомендации по построению различных моделей индивидуального портфеля учебных достижений учащихся основной школы / авт.-сост. Г. М. Гладышев. - Оренбург : ООИПКРО, 2003. - 22 с.

15. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изменениями от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог“» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550). - С. 16-18. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/01.001.pdf.

16. Прутченков А. С. Портфолио: типичные ошибки и затруднения / А. С. Прутченков, Т. Г. Новикова, М. А. Пинская // Народное образование. - 2005. - № 2. - С. 71-80.

17. Тионулова Е. В., Синицына А. И. Оценка готовности выпускников к профессиональной деятельности как актуальная проблема развития высшего образования // Вестник Герценовского университета. - 2012. - № 3. - С. 36-42.

18. Трубина И. М. Мониторинг качества образования: Проблемы и подходы // Информатизация образования. - 2005. - № 5. - С. 35-44.


Для цитирования:


Миронова Л.И., Игошев Б.М., Шамало Т.Н. ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СПОСОБ ЕЕ ОЦЕНКИ. Педагогическое образование в России. 2019;(9):142-149. https://doi.org/10.26170/po19-09-19

For citation:


Mironova L.I., Igoshev B.M., Shamalo T.N. READINESS OF THE FUTURE TEACHER TO PROFESSIONAL ACTIVITY AND A WAY OF ITS ESTIMATION. Pedagogical Education in Russia. 2019;(9):142-149. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-09-19

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)