Preview

ОБЪЕКТИВАЦИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СЕМАНТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ ИНОФОНА С ЦЕЛЬЮ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

https://doi.org/10.26170/po19-09-17

Полный текст:

Аннотация

Работа посвящена педагогической стратегии интегрирования единиц русского языка в языковое сознание китайских учащихся начального этапа обучения: 1) установлению универсальных семантических единиц, имеющихся в языковом сознании китайского учащегося; 2) актуализации и объективации выявленных единиц - специальных когнитивных репрезентаций - при реализации дискурсивной деятельности китайских учащихся на русском языке. Проблематика данной работы связана с необходимостью оптимизировать учебный процесс китайских учащихся, начинающих изучать русский язык в условиях российских подготовительных факультетов. В современных условиях, при необходимости качественного усвоения учащимися огромного массива программного материала, данная оптимизация возможна исключительно за счет интегрирования коммуникативно-языковых единиц, в том числе и по линии межкультурной коммуникации, а конкретнее - контактирующих языков. Основные методы исследования: 1) моделирование оптимальной учебной межкультурной коммуникации за счет установления универсальных семантических единиц контактирующих языков: русского и китайского; 2) сравнительно-сопоставительный; 3) метод наблюдения за учебной межкультурной коммуникацией и метод интроспекции с последующим анализом и интерпретацией полученных результатов. Новизна исследования - в моделировании педагогической стратегии, основанной на интегрировании инвариантных единиц русского языка в китайское языковое сознание. Результаты исследования: в процессе апробации материалов, реализующих предлагаемую педагогическую стратегию, установлено, что целенаправленное интегрирование, основанное на объективированных в учебном процессе когнитивных репрезентациях, проходит по оптимальным параметрам, что значительно высвобождает рабочее время для качественного усвоения учащимися необходимого учебного материала.

Об авторе

Ш. Чжан
Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина
Россия


Список литературы

1. Арутюнов А. Р., Костина И. С. Коммуникативная методика русского языка как иностранного и иностранных языков : (Конспект лекций). - М. : ИРЯ им. А. С. Пушкина, 1992. - 147 с.

2. Васюхно Л. П. Учет катафорической функции падежной формы при обучении чтению студентов-нефилологов : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина. - М., 1996. - 18 с.

3. Горелов.В. И. Теоретическая грамматика китайского языка. - М., 1989. - С. 14-17.

4. Кубрякова Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. - М., 2004. - № 1. - С. 6-17.

5. Кулик А. Д., Мухаммад Л. П. К вопросу об отборе и организации учебного материала на начальном этапе обучения иностранных студентов-гуманитариев (будущих политологов и дипломатов уровня А1 - А2) // Российский научный журнал. - 2014. - № 2 (40). - С. 169-176.

6. Леонтьев А. А. Деятельностный ум (Деятельность. Знак. Личность). - М.: Смысл, 2001. - 380 с.

7. Леонтьев А. А. Некоторые психолингвистические предпосылки отбора и подачи грамматического материала // Психология и методика обучения второму языку. Критерии отбора языкового материала : тексты докл. - М., 1967. - С. 26-36.

8. Мухаммад Л. П. Описательный дискурс в условиях учебной межкультурной коммуникации // Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания: традиции и инновации : сб. статей 15-й Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых с международным участием. - М. : РУДН, 2014. - С. 22-31.

9. Рубец М. В. Влияние китайского языка на мышление и культуру его носителей // История философии. - М. : ИФРАН, 2009. - № 14. - С. 111-122.

10. Степанов Ю. С. Текстовая теория русских падежей в описательном и сравнительно-историческом языкознании // Русистика сегодня. - М. :Наука, 1988. - С. 31-57.

11. Langacker R. W. Cognitive grammar: a basic introduction. - N. Y. : Oxford Univ. Pr., 2008. - 562 p.

12. 徐烈炯. 语义学. 语文出版社. 1995. 318 p. = Xu Liejiong. Yuyixue. - Yuwen chubanshe, 1995. - 318 p.


Для цитирования:


Чжан Ш. ОБЪЕКТИВАЦИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СЕМАНТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ ИНОФОНА С ЦЕЛЬЮ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ. Педагогическое образование в России. 2019;(9):129-134. https://doi.org/10.26170/po19-09-17

For citation:


Zhang S. OBJECTIFICATION OF UNIVERSAL SEMANTIC CATEGORIES IN THE LINGUISTIC CONSCIOUSNESSOF THE FOREIGN PHONE WITH THE GOAL OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE. Pedagogical Education in Russia. 2019;(9):129-134. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-09-17

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)