Preview

ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Полный текст:

Аннотация

Работа посвящена оценке качества математического образования студентов регионального педагогического вуза (на примере ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» - УрГПУ). В качестве первичных данных для такой оценки использованы доступные авторам статистические сведения о результатах ЕГЭ по математике для абитуриентов, поступавших / поступивших в УрГПУ, и другие доступные данные. Дана расширенная оценка качества и преемственности в образовательном тандеме «Школьная математика» - «Математика педагогического вуза». В качестве путей повышения качества математического образования перечислены следующие: осуществление индивидуально-дифференцированного подхода в обучении математике, строгий учет и контроль знаний обучающихся по математике, использование информационно-коммуникационных технологий и др. Отмечается, что одним из главных путей повышения качества математического образования является формирование у обучающихся математической культуры. Описываются условия формирования математической культуры у будущих учителей: повышение мотивации студентов к изучению математики через применение в образовательном процессе активных и интерактивных форм обучения и использование в образовательном процессе современных мобильных технологий, повышение роли межпредметных связей в процессе обучения математике через усиление прикладной составляющей математики, повышение роли самообразования студентов с включением в самостоятельную работу студентов исследовательских, творческих, проектных технологий.

Об авторах

В. Ю. Бодряков
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Л. В. Воронина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Адамович М. А., Бодряков В. Ю., Лемеш А. А., Фомина Н. Г. Проблема преемственности школьной и высшей математики при изучении темы «Предел последовательности» // Математика в школе. - 2009. - № 9. - С. 45-50.

2. Аликина Ю. Д., Кузовкова А. А., Мамалыга Р. Ф., Бодряков В. Ю. Формирование интереса к математике у обучающихся в классах гуманитарно-эстетической направленности // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий : межвуз. сб. науч. работ. - Екатеринбург : УрГПУ, 2017. - С. 130-135.

3. Антропова В. Ю. Использование гаджетов на уроках математики [Электронный ресурс] // Медиа. Информация. Коммуникация. - 2017. - № 20. - Режим доступа: http://mic.org.ru/new/620-ispolzovanie-gadzhetov-na-urokakh-matematiki.

4. Асланян А. Г., Асланян В. К., Худак Ю. И. Математика - это просто : в 3-х кн. - М. : Мнемозина. - Кн. 1. Постигаем основы, 2009. - 336 с.; кн. 2. Учимся размышлять, 2011. - 335 с.; кн. 3. Кладовая успеха, 2011. - 407 с.

5. Бодряков В. Ю., Фомина Н. Г. Простая вероятностно-статистическая модель количественной оценки знаний учащихся // Alma Mater. - 2008. - № 7. - С. 55-61.

6. Бодряков В. Ю., Торопов А. П., Фомина Н. Г. Анализ успеваемости студентов-математиков // Alma Mater. - 2008. - № 9. - С. 47-51.

7. Бодряков В. Ю., Фомина Н. Г. «ЕГЭ»-тестирование студентов-математиков педагогического вуза как важный индикатор уровня профессиональной подготовленности // Alma Mater. - 2009. - № 1. - С. 50-54.

8. Бодряков В. Ю., Торопов А. П., Фомина Н. Г. Углубленный статистический анализ динамики успеваемости студентов-математиков при обучении в педагогическом вузе // Качество. Инновации. Образование. - 2009. - № 1. - С. 6-11.

9. Бодряков В. Ю., Фомина Н. Г. Вероятностно-статистическая модель количественной оценки знаний студентов в неоднородной группе // Образовательные технологии. - 2009. - № 2. - С. 66-71.

10. Бодряков В. Ю., Фомина Н. Г. Вероятностно-статистическая модель количественной оценки уровня знаний учащихся // ОКО. Оценка качества образования. - 2009. - № 4. - С. 31-38.

11. Бодряков В. Ю., Нигматуллина Е. Н., Фомина Н. Г. Исследование профессионально - педагогического портрета выпускников математического факультета педвуза // Alma Mater. - 2010. - № 1. - С. 39-42.

12. Бодряков В. Ю., Фомина Н. Г. О качестве математической подготовки учащихся в комплексе «школа - вуз»: взгляд с позиций работника высшего педагогического образования // Математика в школе. - 2010. - № 2. - С. 56-62.

13. Бодряков В. Ю. Об одной насущной проблеме математического педагогического образования учителей // Математика в школе. - 2013. - № 7. - С. 32-40.

14. Болотов В. А., Седова Е. А., Ковалева Г. С. Состояние математического образования в РФ: общее среднее образование (аналитический обзор) // Проблемы современного образования. - 2012. - № 8. - C. 32-47.

15. Воронина Л. В. Формирование математической культуры личности // Современные проблемы математического образования в период детства : коллект. монография / В. В. Артемьева и др. ; под. общ. ред. Л. В. Ворониной. - Екатеринбург : УрГПУ, 2015. - С. 4-43.

16. Глава Рособрнадзора: наша задача - привить школьнику культуру честности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass.ru/opinions/interviews/4726457.

17. Голицына И. Н., Половникова Н. Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании // Образовательные технологии и общество. - 2011. - Т. 14. - № 1. - С. 241-252.

18. Катержина С. Ф., Собашко Ю. А., Чебунькина Т. А. Использование современных мобильных устройств при обучении математике в вузе с целью активизации самостоятельной работы студентов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2016. - С. 220-226.

19. Концепция развития математического образования в РФ : утв. Распоряжением Правительства РФ от 24 дек. 2013 г. № 2506-р.

20. Кудрявцев А. В. Новые возможности использования мобильных устройств в учебном процессе вуза // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 7. - С. 71-76.

21. Кукульска-Хьюм А. Мобильное Обучение : аналитическая записка : пер. с англ. - М. : Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2010. - С. 1-12.

22. Литвак Н., Райгородский А. Кому нужна математика? Понятная книга о том, как устроен цифровой мир. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 210 с.

23. Неспособность к обучению - новая болезнь XXI века [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mel.fm.

24. Об образовании в РФ : федеральный закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.).

25. Об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки РФ по реализации Концепции развития математического образования в РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24 дек. 2013 г. № 2506-р : утв. пр. МОН РФ от 3 апр. 2014 г. № 265.

26. Пидкасистый П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Педагогическое общество России, 2005.

27. Стэйси К., Бёртон Л., Мэйсон Дж. Математика - это просто 2.0. Думай математически : пер. с англ. - М. : Техносфера, 2015. - 348 с.

28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : утв. пр. МОН РФ от 6 окт. 2009 г. № 373.

29. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : утв. пр. МОН РФ от 17 дек. 2010 г. № 1897.

30. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования : утв. пр. МОН РФ от 17 мая 2012 г. № 413.

31. Фомина Н. Г., Бодряков В. Ю. О структуре интеллекта будущих учителей математики (анализ результатов многолетних психолого-педагогических исследований) // Математика в школе: Электронное приложение. - 2014. - № 1. - С. 1-18.

32. Хроники. Уже не тенденции, а данность // Математика в школе. - 2017. - № 7. - С. 12-13.

33. Ященко И. В., Семенов А. В., Высоцкий И. Р. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по математике. - М. : ФИПИ, 2017. - 41 с.

34. Coble Ch. and Allen M. Keeping America Competitive: Five Strategies to Improve Mathematics and Science Education [Электронный ресурс] // Education Commission of the States Reprt. - 2005. - Режим доступа: http://www.ecs.org/clearinghouse/62/19/6219.pdf.

35. Kuiper W., Boersma K., Akker J. van D. Towards a more curricular focus in international comparative studies of mathematics and science education // Research and the Quality of Science Education / K. Boersma, M. Goedhart, O. de Jong, H. Eijkelhof (Eds.), European Science Education Research Association. - Dordrecht (The Netherlands) : Springer Science & Business Media, 2005. - 507 p.

36. Ma L. Knowing and Teaching Elementary Mathematics: Teachers’Understanding of Fundamental Mathematics in China and the UnitedStates. - Mahwah, N. J. : Lawrence Erlbaum Associates, 1999.

37. Mullis I. V. S., Martin M. O., Gonzalez E. J., Chrostowski S. J. Findings from IEA’s Trends in International Mathematics and Science Study at the Fourth and Eighth Grades. - Chestnut Hill : Boston College, TIMSSand PIRLS International Study Center, 2004.

38. National Centre for Learning Disabilities [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ncld.org.

39. Preparing Our Children Math and Science Education in the National Interest [Электронный ресурс] / ed. by E. M. Kelly // National Science Foundation Report NSB 99-31. - Режим доступа: https://www.nsf.gov/pubs/1999/nsb9931/nsb9931.pdf.

40. Vi-Nhuan Le, Stecher B. M., Lockwood J. R., Hamilton L. S., Robyn A., Williams V. L., Ryan G., Kerr K. A., Martínez J. F., Klein S. P. Improving Mathematics and Science Education. A Longitudinal Investigation of the Relationship Between Reform-Oriented Instruction and Student Achievement [Электронный ресурс]. - Santa Monica - Arlington - Pittsburgh : RAND Co., 2006. - Режим доступа: https://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/monographs/2006/RAND_MG480.pdf.

41. Whatare the indicators of learning disabilities? [Электронный ресурс] // Eunice Kennedy Shriver National Institute of Child Health and Human Development. - Режим доступа: https://www.nichd.nih.gov/health/topics/learning/conditioninfo.

42. Yoon B., Resnick L. B. Instructional Validity, Opportunity to Learn and Equity: New Standards Examinations for the California Mathematics Renaissance. - Los Angeles : Univ. of California, National Center for Research on Evaluation, Standards, and Student Testing, CSE TechnicalReport 484, 1998.


Для цитирования:


Бодряков В.Ю., Воронина Л.В. ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. Педагогическое образование в России. 2018;(2):15-27.

For citation:


Bodryakov V.Yu., Voronina L.V. PROBLEMS OF QUALITY OF MATHEMATICS EDUCATION IN PEDAGOGICAL UNIVERSITY AND THEIR SOLUTION. Pedagogical Education in Russia. 2018;(2):15-27. (In Russ.)

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)