Preview

ОБРАЗ РОССИИ В БРИТАНСКИХ УЧЕБНИКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

https://doi.org/10.26170/po19-09-12

Полный текст:

Аннотация

Английский язык изучают практически во всех школах и во многих языковых центрах России. Существует большое количество учебников английского как отечественных, так и иностранных авторов. У преподавателей возникает проблема выбора УМК. Учащиеся подвергаются влиянию материалов учебника, поэтому важным критерием отбора учебника становится представление образа родной страны в УМК. При отборе учебника необходимо учитывать, что положительный или отрицательный образ России формируют учебники. В статье проводится контент-анализ учебника английского языка для русскоязычных обучающихся «New Opportunities Russian Edition» британского издательства «Pearson Longman». В коллектив авторов входят как зарубежные, так и отечественные методисты. В ходе исследования было выделено 17 упоминаний России (от коротких предложений до объемных текстов), большинство которых содержат положительную оценку нашей страны, ее литературы, науки, музыки и кинематографа. Нейтральная оценка зафиксирована в ряде заданий на сравнение реалий, принадлежащих нескольким культурам. Отрицательной оценки зафиксировано не было. Кроме того, мы сравнили содержание международного варианта учебника «New Opportunities» и его версии для русскоязычных обучающихся. Было отмечено, что международный учебник не содержит ни одного текста о России, есть лишь фрагментарное упоминание писателя Л. Толстого. Таким образом, при составлении анализируемого учебника авторы включили в него лингвострановедческую информацию, которая расширяет кругозор учащихся и поддерживает осведомленность о родной культуре. За счет этого создается положительный образ России как страны, богатой талантливыми людьми и красивыми местами.

Об авторах

И. С. Пирожкова
Уральский государственный экономический университет
Россия


А. С. Тенихина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Богатырева М. А. Социокультурный компонент содержания профессионально-ориентированного учебника: англ. яз. - М., 1998.

2. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. О лингвострановедческом аспекте учебника // Содержание и структура учебника русского языка как иностранного : сб. статей. - М., 1981. - С. 154-170.

3. Дзюба Е. В. Образ России в болгарских учебниках по русскому языку как иностранному. Часть 1: на материале учебников для школьников среднего звена // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 6. - С. 58-69.

4. Крупнейший в мире рейтинг уровня владения английским языком [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ef.ru/epi/ (дата обращения: 20.10.2019).

5. Невмержицкая Е. В. Учебник иностранного языка как средство формирования этнической культуры // Вестн. Москов. гос. обл. ун-та. Сер. «Педагогика». - 2010. - №2. - С. 185-188.

6. Никитенко З. Н., Осиянова О. М. К проблеме выделения культурного компонента в содержании обучения английскому языку в начальной школе // Иностранные языки в школе. - 1993. - № 3.- С. 5-10.

7. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. - М. : Высш. шк. : Амекорт Интернэшнл, 1991. - 311 с.

8. Семенова Е. С., Васильева Е. Н. Национально-региональный компонент как средство формирования социокультурной компетенции школьников на уроках английского языка [Электронный ресурс] // Вестн. ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. - 2016. - № 3 (91). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalno-regionalnyy-komponent-kak-sredstvo-formirovaniya-sotsiokulturnoy-kompetentsii-shkolnikov-na-urokah-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 21.10.2019).

9. Тарева Е. Г. Система культуросообразных подходов к обучению иностранному языку // Язык и культура. - 2017. - № 40. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-kulturosoobraznyh-podhodov-k-obucheniyu-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 08.10.2019).

10. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация : учеб. пособие для студентов, аспирантов и соискателей по спец. «Лингвистикаимежкультурнаякоммуникация». -М., 2000. - 262 с.

11. Adaskou K., Britten D., Fahsi B. Design decisions on the cultural content of a secondary English course for Morrocco // ELT Journal. - 1990. - No 44 (1). - P. 3-10.

12. Ahmad H., Shah S. R. EFL Textbooks: Exploring the Suitability of Textbook Contents from EFL Teachers’ Perspective [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.researchgate.net/publication/268118760_ EFL_TEXTBOOKS_EXPLORING_THE_SUITABILITY_OF_TEXTBOOK_CONTENTS_FROM_EFL (date of access: 10.11.2019).

13. Byram M., Zarate G. The sociocultural and intercultural dimension of language learning and teaching. - Strasbourg : Council of Europe, 1997. - 120 p.

14. Hamiloglu K., Mendi B. A content analysis related to the cross-cultural/intercultural elements used in EFL coursebooks // Sino-US English teaching. - 2010. - No 7 (1). - P. 16-24.

15. Harris M., Mower D., Sirkozynska A., Larionova I., Melchina O., Sokolova I. New Opportunities Russian Edition Intermediate. - Pearson Longman, 2008. - 144 p.

16. Harris M., Mower D., Sirkozynska A. New Opportunities International Edition Intermediate. - Pearson Longman, 2006. - 144 p.

17. Rashid R., Engku I., Engku H. English Language Textbooks and Portrayal of Culture: A content analysis [Electronic recource] // MATEC. - Mode of access: https://www.researchgate.net/publication/323360545_ English_Language_Textbooks_and_Portrayal_of_Culture_A_content_analysis (date of access: 22.12.2019).

18. Syarilili A. Abd Rashid, Ruzai I., Engku I., Engku H. English Language Textbooks and Portrayal of Culture: A content analysis // MATEC Web of Conferences. - 2018.

19. Zhang B., Ma L. A Survey on the Cultural Content of College English Teaching Materials // Foreign Language World. - 2004. - Iss. 4. - P. 60-66.


Для цитирования:


Пирожкова И.С., Тенихина А.С. ОБРАЗ РОССИИ В БРИТАНСКИХ УЧЕБНИКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Педагогическое образование в России. 2019;(9):92-98. https://doi.org/10.26170/po19-09-12

For citation:


Pirozhkova I.S., Tenikhina A.S. IMAGE OF RUSSIA IN BRITISH TEXTBOOKS IN ENGLISH AS A FOREIGN LANGUAGE FOR RUSSIAN STUDENTS. Pedagogical Education in Russia. 2019;(9):92-98. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-09-12

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)