Preview

ПРИОБЩЕНИЕ ПОДРОСТКОВ К КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

https://doi.org/10.26170/po19-09-11

Полный текст:

Аннотация

В статье находит освещение актуальная проблема музыкального образования, связанная с поиском методических путей реализации требования к образовательной области «Искусство» Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования о воспитании у обучающегося устойчивого интереса к классическому музыкальному наследию. Приобщение подростков к классической музыке рассматривается как первая стадия в решении данной задачи. Анализируются современные трактовки понятия «классическая музыка», находящие отражение в содержании уроков музыки в общеобразовательной школе. Подростковый возраст характеризуется как наиболее проблематичная категория обучающихся в аспекте приобщения к классической музыке. Анализируются причины, обусловливающие недостаточную востребованность классической музыки в жизни современных подростков. Приводятся результаты констатирующих обследований, проведенных педагогами и обучающимися Уральского государственного педагогического университета. На основе анализа методического опыта в области приобщения подростков к классической музыке и современных научных исследований определяются результативные идеи и методы, которые могут способствовать достижению поставленной цели в школьном образовательном процессе, если музыкальный материал проблемных ситуаций будет синхронизирован с жизнью современных подростков. Излагается содержание двух методических путей приобщения подростков к классической музыке, разработанных выпускниками Института музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета в ходе подготовки выпускных квалификационных работ и апробированных ими в процессе педагогической практики. Первый путь предполагает приобщение подростков к классической музыке посредством ознакомления с творчеством сверстников - юных музыкантов-исполнителей, лауреатов детских и юношеских конкурсов последних лет; второй - в опоре на современные музыкальные композиции с цитированием классических музыкальных произведений. Предложенные пути могут использоваться как на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности. В статье приводятся критерии и показатели, разработанные студентами для выявления результативности предложенных методических решений, и количественные данные, свидетельствующие о позитивных результатах начального этапа приобщения подростков к классической музыке.

Об авторе

Л. В. Матвеева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд. - М. : Академия, 1999. - 672 с.

2. Архипова М. В., Шутова Н. В. К проблеме использования специально организованного музыкального воздействия в учебном процессе // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Т. 7. - № 3. - С. 171-174.

3. Беляева Л. А., Тагильцева Н. Г., Чугаева И. Г., Цзя Ц. Концептуально-методологическая рефлексия природы музыкального искусства и универсальные принципы музыкального образования // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 2. - С. 38-45.

4. Затямина Т. А. Классическая музыка в формировании мотивационной направленности подростков на продуктивную музыкально-творческую деятельность // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2015. - № 7 (102). - С. 41-45.

5. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? Кн. для учителя. - М. : Просвещение, 2005. - 224 с.

6. Конен В. Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке 20 века. - М. : Музыка, 1994. - 160 с.

7. Левашева Г. Я. Музыка и музыканты. - Л. : Детская литература, 1969. - 271 с.

8. Матвеева Л. В., Дарменко М. А. Самообразование в области музыкального искусства: позиция старшеклассников (по материалам констатирующего обследования) // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 5 (42). - С. 186-189.

9. Матвеева Л. В., Шенфельд М. А. Ознакомление с творчеством юных исполнителей как способ приобщения подростков к классической музыке // Проблемы современного музыкального образования: бакалавриат, общее и дополнительное образование детей и юношества : региональный сб. науч. трудов / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Л. В. Матвеева. - Екатеринбург, 2018. - С. 16-26.

10. Музыка. 1-8 классы / под общ. ред. Ю. Б. Алиева. - М. : Просвещение, 1993. - 80 с.

11. Музыка. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. - 2-е изд. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1998. - 672 с.

12. Новоселов С. А. Подготовка студентов к педагогическому творчеству: система понятий и ее воспитательная направленность // Понятийный аппарат педагогики и образования : коллективная моногр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2017. - С. 258-266.

13. Обработка в музыке // Большая советская энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. - М. : Советская энциклопедия, 1974. - Т. 18. - С. 214.

14. Обухова Л. Ф. Возрастная психология : учебник для бакалавров. - М. : Юрайт, 2013. - 460 с.

15. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук, Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М. : ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. - 944 с.

16. Полозова А. В. Проблема формирования музыкальных предпочтений школьников-подростков // Научный потенциал: работы молодых ученых. - 2011. - № 1. - С. 257-261.

17. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы / под руководством Д. Б. Кабалевского. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2006. - 224 с.

18. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-9 классы / авторы Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М. : Просвещение, 2005. - 47 с.

19. Современный толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. - М. : Ридерз Дайджест, 2004. - 960 с.

20. Сохор А. Н. О музыке серьезной и легкой. - Л. : Музыка, 1964. - 38 с.

21. Столярчук Л. И., Семенов В. Я. Процесс формирования интереса к классической музыке у подростков на основе гендерного подхода в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22416 (дата обращения: 24.11.2019).

22. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru.

23. Чечина С. Н. Приобщение к классической музыке. Каким оно должно быть? [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13585 (дата обращения: 24.11.2019).

24. Шак Т. Ф. Цитаты классической музыки в структуре медиатекста // Южно-российский музыкальный альманах. - 2012. - Приложение 2. - С. 22-26.

25. Энциклопедический музыкальный словарь / отв. ред. Г. В. Келдыш, сост. Б. С. Штейнпресс и И. М. Ямпольский. - М. : Большая советская энциклопедия, 1959. - 326 с.


Для цитирования:


Матвеева Л.В. ПРИОБЩЕНИЕ ПОДРОСТКОВ К КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. Педагогическое образование в России. 2019;(9):84-91. https://doi.org/10.26170/po19-09-11

For citation:


Matveeva L.V. INVOLVING OF TEENAGERS TO THE CLASSICAL MUSIC IN THE SCHOOL’S EDUCATIONAL PROCESS. Pedagogical Education in Russia. 2019;(9):84-91. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-09-11

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)