Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

https://doi.org/10.26170/po19-09-10

Полный текст:

Аннотация

В статье раскрывается актуальность организации учебного диалога в начальной школе в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Характеризуются дидактические условия организации учебного диалога обучающихся младшего школьного возраста: организация взаимодействия смысловых позиций субъектов, несовпадающих равноправных точек зрения на проблему, целенаправленное использование учебного диалога в практике начальной школы. Первое условие организации учебного диалога должно обеспечить совместную деятельность обучающихся и учителя, направленную на поиск общего способа действия (понятия), что требует взаимодействия смысловых позиций субъектов, несовпадающих равноправных точек зрения на проблему, дает возможность рассмотреть ее всесторонне с целью выделения сущностных признаков понятия. Второе условие связано с целенаправленным использованием учебного диалога в практике начальной школы, что обусловливает необходимость разработки и научного обоснования технологии организации учебного диалога обучающихся младшего школьного возраста. Разработка и научное обоснование технологии организации учебного диалога обучающихся младшего школьного возраста включают в себя следующие этапы: проектировочный (подготовка учителя к учебному диалогу на уроке), мотивационно-ориентировочный (мотивация учеников к участию в диалоге, ориентация в условиях совместной деятельности), дискуссионно-поисковый (осуществление диалога в форме дискуссии для анализа условий учебной задачи и открытия общего способа ее решения), рефлексивно-итоговый (обсуждение-обзор логики поиска и индивидуальных достижений), контрольно-коррекционный (определение эффективности диалога на уроке, анализ проблем, планирование и проведение коррекционной работы).

Об авторе

Е. А. Зайцева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Абрамкина О. Г. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. - Орел, 2003. - 243 c.

2. Белова С. В. Диалог - основа профессии педагога. - М. : АПКиПРО, 2002. - 148 с.

3. Брызгалова С. И. Проблемное обучение в начальной школе : учеб. пособие/ Калинингр. ун-т.- Изд. 2-е, испр. и доп. - Калининград, 1998. - 91 с.

4. Виноградова Н. Ф. Учебный диалог - эффективный метод развития младших школьников // Начальное образование. - 2010.- № 1. - С. 18-22.

5. Головенченкова Л. И. Проблемно-диалогическое обучение как фактор развития познавательной активности обучающихся 1-4 классов [Электронный ресурс] // Инновационные педагогические технологии : материалы 4-й Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). - Казань : Бук, 2016. - С. 45-47. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10371/ (дата обращения: 06.10.2019).

6. Иванова С. Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. - Пермь : Западно-Уральский учеб.-науч. центр, 1992. - 200 с.

7. Каминская М. В. Педагогический диалог в деятельности современного учителя. - М., 2003. - 270 с.

8. Коротаева Е. В. Учебный диалог: технология или искусство? // Русский язык в школе. - 2008. - № 4. - С. 22-26.

9. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М. : Просвещение, 1989. - 128 с.

10. Мезенцева Н. В. Формирование у школьников универсальных учебных действий при реализации ФГОС ООО в процессе обучения русскому языку // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015.- № 45.- С. 108-112.

11. Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 9. - С. 3-8.

12. Мельникова Е. Л. Что такое проблемный диалог // Начальная школа. - 2008. - № 8. - С. 3-8.

13. Песняева Н. А. Возможности учебного диалога для формирования универсальных учебных действий младших школьников : учеб. метод. пособие. - М., 2011. - 460 с.

14. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс] : (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию; протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). - Режим доступа: mon.gov.ru/documents/922/file/ 227/poop_noo_reestr.doc (дата обращения: 06.10.2019).

15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. - М. : Просвещение, 2011. - 33 с.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] : (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) // Гарант.ру : информационно-правовой портал. - Режим доступа: https://base.garant.ru/197127/ 53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 06.10.2019).

17. Штец А. А., Шемигон Г. И. Исследовательский урок диалогового обучения младших школьников первоначальному чтению [Электронный ресурс] // Образование и воспитание. - 2016. - № 1. - С. 43-48. - Режим доступа: https://moluch.ru/th/4/archive/25/703/ (дата обращения: 06.10.2019).


Для цитирования:


Зайцева Е.А. ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Педагогическое образование в России. 2019;(9):78-83. https://doi.org/10.26170/po19-09-10

For citation:


Zaitseva E.A. DIDACTIC CONDITIONS OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL DIALOGUE IN THE PROCESS OF TEACHING YOUNGER STUDENTS. Pedagogical Education in Russia. 2019;(9):78-83. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-09-10

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)