Preview

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: НА ПУТИ К ДЕМОКРАТИЗАЦИИ

https://doi.org/10.26170/po19-09-08

Полный текст:

Аннотация

Качество образования прежде всего обеспечивается переходом на демократические принципы и стандарты. Проблема статьи заключается в нахождении действенных механизмов, доступных для широкого внедрения в практику, способствующих ориентации дошкольного образования на демократические образовательные модели. Цель исследования состоит в описании методологии и приемов разработки мультимедиаигр, которые могут быть применены педагогами-практиками для создания собственных игр, что позволяет реализовать идею активизирующего и стимулирующего образовательного процесса в инклюзивной среде. В качестве теоретико-методологической основы исследования выступили ведущие идеи и принципы отечественной психологии: принцип единства сознания и деятельности С. Л. Рубинштейна, понятие зоны ближайшего развития Л. С. Выготского, положение об обобщении субъектом опыта собственной деятельности (С. Л. Новоселова). Основные результаты исследования состоят в определении роли информационно-коммуни-кационных технологий как средства демократизации образовательного процесса дошкольного учреждения, возможности построения его с учетом особенностей детей группы, в том числе детей с ОВЗ; описании основных приемов создания мультимедийной игры на примере авторской разработки «Обучаюсь - играя». Научная новизна результатов. Описанные в статье приемы позволяют создать эффект присутствия (речь, анимация), при использовании которого обучающая роль педагога отходит на второй план, а ребенок действует по собственной инициативе, в личном темпе и естественным методом «проб и ошибок»; существует обратная связь как мгновенная реакция на выполнение задания, позволяющая ребенку самому оценить его правильность; игровая мотивация (знакомый мультипликационный герой просит, предупреждает, напоминает, поясняет). Практическая и теоретическая значимость результатов. Обосновано использование информационно-коммуникационных технологий как средства демократизации дошкольного образования. Применение описанных приемов создания мультимедийной игры достаточно легко может осуществляться педагогами-практиками и широко внедряться в массовое дошкольное образование. Содержательные выводы. Цифровые технологии дополняют традиционные методы обучения, воспитания и развития детей, но ни в коем случаи не заменяют их, они должны обогащать педагогический процесс, делать его ориентированным на особенности восприятия, мышления и воображения современного ребенка.

Об авторах

О. В. Крежевских
Шадринский государственный педагогический университет
Россия


А. И. Михайлова
Шадринский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Андрюнина А. С. Формирование профессиональных ценностей у будущих педагогов дошкольного образования : автореф. … дис. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2013. - 22 с.

2. Красильникова Л. В., Старикова А. Ю. Информационно-коммуникационные технологии в математическом образовании детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-7. - С. 196-205.

3. Комарова Т. С., Москвина А. С., Третьяков А. Л. Роль информационно-коммуникационных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста // Проблемы современного образования. - 2019. - № 1. - С. 143-149.

4. Кротова Т. В. Информационно-коммуникативные технологии в образовании детей дошкольного возраста // Педагогическое образование и наука. - 2016. - № 4. - С. 110-113.

5. Левченко И. Ю. Психолого-педагогическая диагностика. - М. : Академия, 2003. - 320 с.

6. Надточий Ю. Б. Формирование личностно-ориентированного подхода у педагогов к обучению дошкольников : дис. … канд. пед. наук. - М., 2002. - 171 c.

7. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда : метод.рекомендации. - М. : Центр инноваций в педагогике, 1995. - 64 с.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб. : Питер, 2000. - 217 с.

9. Huang W. H., Huang W. Y., Schopp J. Sustaining iterative game playing processes in DGBL: the relationship between motivational processing and outcome processing [Electronic resource] // Computers & Education. - 2010. - P. 789-797. - Mode of access: https://app.dimensions.ai/details/publication/pub.1042697563.

10. Kokkalia K., Drigas A. S., Economou A. The Role of Games in Special Preschool Education [Electronic resource] // International journal of the latest technologies in education.- 2016.- Vol. 11. - № 12. - P. 30-35. - Mode of access: https://online-journals.org/index.php/i-jet/article/view/5945.

11. Drigas A. S., Kokkalia G. ICT and special education in kindergarten [Electronic resource] // International journal of the latest technologies in education. - 2014. - Vol. 9. - № 4. - P. 35-42. - Mode of access: https://online-journals.org/index.php/i-jet/article/view/3662.

12. McKenney S. Teacher Design of Technology for Emergent Literacy: An Explorative Feasibility Study // Australasian Journal of Early Childhood. - 2012. - Iss. 37. - P. 4-12.

13. NAEYC-FRC (2012).Technology and Interactive Media as Tools in Early Childhood Programs Serving Children from Birth through Age 8 [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.naeyc.org/ files/naeyc/file/positions/PS_technology_WEB2.pdf.

14. Parette H. Instructional Technology in Early Childhood: Teaching in the Digital Age. - Baltimore, MD : Brookes, 2013.

15. Prensky M. Listen to the Natives // Educational Leadership. - 2006. - Iss. 63. - P. 8-13.

16. Shawareb A. The Effects of Computer Use on Creative Thinking among Kindergarten Children in Jordan // Journal of Instructional Psychology. - 2011. - Iss. 38. - P. 213-220.

17. Shukurova O. U. New form of pedagogy with the use of innovative technologies [Electronic resource] // Проблемынауки. - 2019. - № 3 (39). - Mode of access: https://cyberleninka.ru/article/n/new-form-of-pedagogy-with-the-use-of-innovative-technologies (date of access: 24.11.2019).

18. Whitty G. A life with the Sociology of education // British Journal of Educational Studies. - 2012. - Vol. 60. - No. 1. - P. 65-75.


Для цитирования:


Крежевских О.В., Михайлова А.И. ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: НА ПУТИ К ДЕМОКРАТИЗАЦИИ. Педагогическое образование в России. 2019;(9):60-70. https://doi.org/10.26170/po19-09-08

For citation:


Krezhevskikh O.V., Mikhailova A.I. DIGITAL TECHNOLOGIES IN PRESCHOOL EDUCATION: ON THE WAY TO DEMOCRATIZATION. Pedagogical Education in Russia. 2019;(9):60-70. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-09-08

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)