Preview

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ

https://doi.org/10.26170/po19-09-06

Полный текст:

Аннотация

В статье представлено авторское осмысление теоретико-методологических основ проблемы развития одаренности у детей дошкольного возраста. Обоснована актуальность рассматриваемой проблемы, которая определяется на законодательном и нормативно-правовом уровнях и соответствует социальному заказу общества на воспитание активной, деятельной, инициативной, креативной, самостоятельной личности, способной продуцировать и реализовывать оригинальные, полезные для общества идеи. Представлено теоретико-методологическое обоснование условий развития одаренности детей дошкольного возраста, в частности синтез системного, деятельностного, компетентностного и аксиологического подходов. Такой синтез теоретико-методологических подходов, по мнению автора, способствует более глубокому осмыслению проблемы детской одаренности и позволяет сформулировать необходимые для ее поддержки и развития условия. Автором предложена классификация условий развития детской одаренности, включающая следующие группы: социокультурные, организационно-методические, психолого-педагогические, субъектно-центрированные условия. Под социокультурными условиями понимается влияние на развитие одаренности ребенка социокультурной среды. Организационно-методические условия предполагают особую организацию развивающей предметно-пространственной среды, способствующую творческому поиску личности, учитывающую принципы разнообразия, вариативности, гибкости среды, ее эмоционального комфорта. К группе психолого-педагогических условий автор относит организованную образовательную деятельность педагогов, психологов, специалистов с детьми. Субъектно-центрированные условия развития одаренности ребенка связаны с личностью ребенка, с осознанием им своих реальных и потенциальных возможностей, позитивным или негативным отношением к собственной одаренности, его самооценкой, наличием заинтересованного в развитии одаренности ребенка взрослого. Особое внимание уделено рассмотрению индивидуального образовательного маршрута развития одаренного ребенка, который отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Такой маршрут помогает объединить усилия работников дошкольного образовательного учреждения и членов семьи в направлении развития детской одаренности и создать необходимые условия для успешного развития ребенка. Обеспечение единства в подходах к воспитанию одаренного ребенка и заинтересованное отношение всех субъектов педагогического процесса будут содействовать развитию детской одаренности.

Об авторе

М. А. Забоева
Шадринский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Одаренность и проблемы ее идентификации // Психологическая наука и образование. - 2000. - № 4. - С. 5-13.

2. Васягина Н. Н. Специфика и условия эффективности воспитательной деятельности родителей // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 2. - С. 63-69.

3. Выготский Л. С. Собр. соч. :в 6 т. - М. : Педагогика, 1984. - Т. 6. - 396 с.

4. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления : сб. переводов с нем. и англ. / под ред. и с вступ. ст. А. М. Матюшкина. - М., 1965. - С. 433-457.

5. Емельянова И. Е. Развитие детской одаренности как фактор духовно-творческой самореализации дошкольников : моногр. / И. Е. Емельянова. - Челябинск, 2010. - 249 с.

6. Зеер Э. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование: теоретико-методологический аспект. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. - 185 с.

7. Ибука М. После трех уже поздно. - М. : Альпина нон-фикшн, 2017. - 224 с.

8. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб. : Питер, 2011. - 448 с.

9. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. - М. : Академия, 2000. - 320 с.

10. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. - М., 1993. - С. 40-49.

11. Панов В. И. Одаренные дети: выявление-обучение-развитие. Основные позиции создания и внедрения психолого-дидактической системы // Педагогика. - 2001. - № 4. - С. 30-44.

12. Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, Ю. Д. Бабаева [и др.]. - 2-е изд., расш. и перераб. - М., 2003. - 34 с.

13. Рензулли Дж. Модель обогащающего школьного обучения : практическая программа стимулирования одаренных детей // Основные современные концепции творчества и одаренности. - М. : Молодая гвардия, 1997. - С. 214-241.

14. Рубцов В. Л., Журавлев А. Л., Марголис А. А., Ушаков Д. В. Образование одаренных - государственная проблема // Педагогическая наука и образование. - 2009. - № 4. - С. 5-13.

15. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе : учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 2000. - 232 с.

16. Трубайчук Л. В. Педагогическая технология развития одаренности детей дошкольного возраста / под ред. Л. В. Трубайчук. - Челябинск : Образование, 2009. - 188 с.

17. Трубайчук Л. В. Феноменология развития одаренности детей дошкольного возраста : моногр. - М. : Баласс, 2010. - 182 с.

18. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 21.02.2019).

19. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 21.02.2019).

20. Юркевич В. С. Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 4. - С. 99-108.


Для цитирования:


Забоева М.А. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ. Педагогическое образование в России. 2019;(9):46-51. https://doi.org/10.26170/po19-09-06

For citation:


Zaboeva M.A. THEORETICAL AND METHODOLOGICAL JUSTIFICATION CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF CHILDREN'S GIFTEDNESS. Pedagogical Education in Russia. 2019;(9):46-51. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-09-06

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)