Preview

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

https://doi.org/10.26170/po19-09-04

Полный текст:

Аннотация

Установлено, что в отношении преподавания иностранных языков разрыв между традиционными формами обучения и запросами обучающихся увеличивается. Это связано со стремлением изучить язык быстро и довольствоваться только таким уровнем, который обеспечивает способность свободно общаться. Поэтому поиск, апробация и внедрение в процесс обучения инновативных методик приобретают практическое значение. Проблема исследования заключается в том, чтобы определить такие методики обучения языку, которые соответствуют закономерностям мыслеформенной динамики, или, говоря точнее, психосемантическим закономерностям формирования образов с учетом изучаемого языка. Теоретико-методологической основой такого подхода считается квантовая психология - одно из редких прикладных направлений психологии, рассматривающее способности сознания менять реальность с помощью мыслеформ. Цель исследования - обосновать возможности применения арт-терапевтических методов в педагогической практике обучения иностранному языку. Применительно к обучению иностранным языкам сведений о научных работах, посвященных возможности применения арт-терапевтических методов обучения, не найдено, что свидетельствует о новизне предложенного исследования. Цифровая среда оказала существенное влияние на процессы адаптации пользователей к условиям игровых пространств, и поэтому навыки именно такой коммуникации способствуют формированию необходимых компетенций для овладения иностранными языками. Все это довольно часто объединяется в так называемые «арт-технологии», важным принципом которых является творчество в каждом акте восприятия. Результаты исследования показали, что при использовании арт-терапевтических методов обучающиеся чувствуют себя более уверенно в иноязычной коммуникации. Такие арт-терапевтические методы обучения, как «стимуляции», «комикс-сказы», тематические квесты, способствуют тому, что личность обучающегося развивается в условиях актуализации сотворчества, языковой многомерности, глубинной потребности обучающегося в духовном, эстетическом совершенствовании. Арт-терапевтические методики обучения иностранным языкам имеют глубокую личностно ориентированную направленность и способствуют трансформации учебного процесса в активную творческую работу обучаемых. Технологическое разнообразие в подходах к изучению иностранного языка способствует самосовершенствованию личности обучаемого, когда на смену неуверенности приходит ощущение радости от речевой коммуникации.

Об авторах

Т. Н. Тодорова
Московский политехнический университет
Россия


Е. В. Куликова
Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина
Россия


В. А. Чвякин
Московский политехнический университет
Россия


Список литературы

1. Андреев В. И. Педагогика высшей школы. - Казань : Центр инновационных технологий, 2008. - 500 с.

2. Белянко Е. А. Драматизация в обучении английскому языку. - Ростов н/Д., 2013.

3. Верховодова Р. А. Арт-педагогика как система интегративного применения элементов искусства в образовательном процессе // Высш. образование сегодня. - 2010. - № 11. - С. 60-61.

4. Доброва В. В., Лабзина П. Г. Виртуальная реальность в преподавании иностранных языков // Вестн. Самар. гос. тех. ун-та. Сер.: Психолого-педагогические науки. - 2016. - № 4 (32). - С. 13-20.

5. Красильников Г. Т., Мальчинский Ф. В., Крачко Э. А. О научном статусе квантовой психологии // Рос.психол. журн. - 2017. -Т. 14. - № 2. - С. 51-66.

6. Куликова Е. В., Якушкина Н. В. Big museum journey. Путешествие в музей. - Казань : Бук, 2019. - 86 с.

7. Кульчицкая И. Ю. Роль арт-педагогики в современном образовании // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 2 (45). - С. 12-13.

8. Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В., Яковлева Е. Н., Лобанова О. Б., Плеханова Е. М. Образовательный квест - современная интерактивная технология [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2. - Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20247 (дата обращения: 04.03.2019).

9. Роберт Антон Уилсон. Квантовая психология: как работа вашего мозга программирует вас и Ваш мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://knigogid.ru/books/23376-kvantovaya-psihologiya/toread/page-38 (дата обращения: 15.03.2019).

10. Руднева Т. И., Храмцова А. Б. Правовой и языковой аспекты подготовки студентов средствами развивающего образования // Вестн. Самар. ун-та. История, педагогика, филология. - 2018. - Т. 24. - № 4. - С. 67-70.

11. Санникова С. В. Аксиологический подход в системе непрерывного языкового образования: социокультурное измерение [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. Педагогические науки. - 2012. - № 10. - Режим доступа: www.teoria-practica.ru/-10-2012/pedagogics/sannikova.pdf.

12. Селиванов В. В., Алексеева Ю. В. Психология мышления: соотношение смысловых и процессуальных характеристик. - Смоленск : Универсум, 2007. - 124 с.

13. Сергеева Н. Ю. Арт-педагогика и арт-терапия: к вопросу о разграничении понятий // Уч. зап. ЗабГУ. - 2016. - Т. 11. - №. 2. - С. 69-74.

14. Трофимова Е. Д. Театрально-образовательная среда - основа для развития творчества и одаренности детей // Развитие образования. - 2018. - Вып. 2 (2). - С. 32-35.

15. Худайберганова Э., Гулиметова Б. М. Современные методы и технологии преподавания иностранных языков в высшей школе [Электронный ресурс] // Филология и лингвистика в современном обществе : материалы 4-й Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). - М. : Буки-Веди, 2016. - С. 94-97. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/phil/archive/178/10430/ (дата обращения: 08.10.2019).


Для цитирования:


Тодорова Т.Н., Куликова Е.В., Чвякин В.А. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. Педагогическое образование в России. 2019;(9):32-37. https://doi.org/10.26170/po19-09-04

For citation:


Todorova T.N., Kulikova E.V., Chvyakin V.A. POSSIBILITIES OF APPLICATION OF ART-THERAPEUTIC METHODS IN PEDAGOGICAL PRACTICE OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE. Pedagogical Education in Russia. 2019;(9):32-37. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-09-04

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)