Preview

МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

https://doi.org/10.26170/po19-09-02

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена формированию у обучающихся универсальных компетенций, связанных с коммуникативными навыками, в том числе чрезвычайно важными в профессиональном отношении и востребованными в современном мире навыками межкультурного общения. Ориентирами в обучении студентов как граждан своей страны и мира являются обозначенные Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования категории - «коммуникация» и «межкультурное взаимодействие». Межкультурное образование рассматривается как индивидуальный процесс развития личности, ведущий к изменению поведения индивидуума, связанному с пониманием и принятием культурно-специфических форм поведения представителей других культур. Результатом межкультурного образования должно стать формирование у обучающихся качеств, привычек, способов деятельности, способствующих достижению взаимопонимания в диалоге культур, что невыполнимо в рамках одного-двух предметов, чему есть объективные причины: количество недельных часов и зачетных единиц, теоретический характер подачи материала, отсутствие представителей изучаемой культуры и т. п. Межкультурный проект в этом плане полностью решает названные задачи. В статье описывается, как участие российских и польских студентов в международном проекте «Россия - Польша: диалог поколений» способствовало формированию у них межкультурных компетенций. Участие студентов в межкультурном проекте является эффективным средством формирования универсальных компетенций, так как позволяет научиться анализировать и учитывать разнообразие культур, дает возможность активного живого общения в процессе межкультурного взаимодействия. В настоящее время образование нацелено на поиск эффективных методов и способов обучения с целью подготовки выпускников к успешной профессиональной деятельности в современном мире в условиях глобализации. На наш взгляд, межкультурный проект как способ формирования коммуникативных и межкультурных компетенций в полной мере может рассматриваться как современная коммуникативная технология, отличающаяся высокой эффективностью.

Об авторах

Н. В. Багичева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Д. А. Старкова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Багичева Н. В., Балтымова М. Р. «Культура защищает историческое достоинство народа»: о пользе чтения иностранной литературы // Филологическое образование в период детства. - Екатеринбург, 2018. - № 25. - С. 114-120.

2. Багичева Н. В., Дёмышева А. С., Бугуева Н. В. «Лентяям в этой игре нет места»: мобильные интерактивные технологии в обучении русскому языку как иностранному и родному // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 2. - С. 31-37.

3. Бердичевский A. Л., Гиниатуллин И. А., Тарева Е. Г. Методика межкультурного иноязычного образования в вузе : учеб.пособие / под. общ. ред. А. Л. Бердичевского. - М. : Флинта, 2019. - 368 с.

4. Гришаева Л. И., Цурикова Л. В. Введение в теорию межкультурной коммуникации : учеб.пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 336 с.

5. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. - СПб. : КАРО, 2005. - 352 с.

6. Живая история [Электронный ресурс] : Всерос. студенческий патриотический проект. - Режим доступа: http://живаяистория-россии.рф.

7. Кочетков В. В. Психология межкультурных различий. - М. : ПЕР СЭ, 2002. - 416 с.

8. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 121. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/440301_B_3_16032018.pdf.

9. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 125. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/440305_B_3_16032018.pdf.

10. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 126 : (зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 № 50361). - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/440401_№126.pdf.

11. Ощепкова В. В. Язык и культура Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии. - М. : ГЛОССА ; СПб. : КАРО, 2004. - 336 с.

12. Петрусевич А. А., Джамбулова Ш. Ж. Современные вызовы развитию образования // Омский науч. вестн. - 2015. - № 2 (136). - С. 114-117.

13. Польша и Россия: диалог поколений [Электронный ресурс] : междунар. проект // ВКонтакте. - Режим доступа: https://vk.com/mezhcult.

14. Польша и Россия: диалог поколений : сборник лучших творческих работ Междунар. конкурса. - Екатеринбург, 2019. - 74 с.

15. Рот Ю., Коптельцева Г. Межкультурная коммуникация: теория и тренинг. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 223 с.

16. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация : учеб.пособие. - М. : Слово/Slovo, 2000. - 624 c.

17. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : № 273-ФЗ от 29.12.2012. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974.

18. Bennet M. J. Intercultural communication: a current perspective // Basic concepts of intercultural communication : selected readings / M. J. Bennett (ed.). - Intercultural Pr., Inc., 1998.

19. Icunet [Electronic resource] : site. - Mode of access: https://www.icunet.group.

20. Kramsch C. Language and Culture. - Oxford Univ. Pr., 2011. - 134 p.


Для цитирования:


Багичева Н.В., Старкова Д.А. МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ. Педагогическое образование в России. 2019;(9):13-21. https://doi.org/10.26170/po19-09-02

For citation:


Bagicheva N.V., Starkova D.A. INTERCULTURAL PROJECTS AS A MEANS OF DEVELOPING UNIVERSAL COMPETENCES OF STUDENTS. Pedagogical Education in Russia. 2019;(9):13-21. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-09-02

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)