Preview

ГЕНЕЗИС ИДЕЙ СВОБОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ В КОНЦЕ XIX - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА

https://doi.org/10.26170/po19-09-01

Полный текст:

Аннотация

Теоретико-методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2014 г.) являются идеи свободного воспитания. Вместе с тем в российской практике организации образовательной деятельности дошкольников имеются давние традиции, связанные с их реализацией. В данном контексте целью статьи является историко-генетический анализ идей свободного воспитания в дошкольной педагогике России к. XIX - первой трети XX вв. и определение на этой основе перспектив развития теории и практики современного дошкольного образования. В дошкольной педагогике России начала XX в. оформились три направления, использующие идеи свободной педагогики. Первое представлено теорией неограниченной свободы К. Н. Вентцеля, попытки реализации которой показали очевидность смещения акцентов в сторону умеренных гуманистических позиций и более реалистичного их оформления. Поэтому в дошкольной практике возникло второе направление, получившее название «Разумное свободное воспитание», отличавшееся наличием специально организованной образовательной деятельности, гибким и вариативным планированием. Третье направление представлено массовой практикой детских садов, которые фактически не использовали всю совокупность системообразующих идей теории свободного воспитания, применяя отдельные методы и наработки этой теории. В 1917 г. дошкольное образование становится частью государственной системы народного образования. В первое послереволюционное десятилетие в дошкольной педагогике происходит своеобразное наполнение идей свободного воспитаниями новым, марксистско-ленинским содержанием. К концу 1920-х гг. такие принципы свободной педагогики, как признание самоценности личности и индивидуализация воспитательного процесса, начинают считаться недостатком, противоречащим идеологии марксизма. Закрепляются новые принципы дошкольной педагогики: коллективизм, активизм и материализм, антирелигиозность, переплетение политических, педагогических и идеологических задач. Из года в год свободное воспитание все больше приобретает черты «разумного», постепенно вытесняется само понятие «свобода», что приводит к унификации и единообразию дошкольного воспитания в России на долгие годы. В современном дошкольном образовании происходит своеобразная реинновация идей свободы, связанная со сменой образовательной парадигмы.

Об авторе

А. В. Николаева
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета
Россия


Список литературы

1. Вентцель К. Н. Социализм и свободное воспитание // Свободное воспитание и свободная школа. - 1918. - № 6-7. - С. 23-32.

2. Вентцель К. Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. - Пб. ; М. : Голос труда, 1923. - 102 с.

3. Детский сад в колхозе: пособие для дошкольных работников / под ред. В. Д. Гилевич. - Воронеж : Воронеж.обл. изд-во, 1935. - 201 с.

4. Дошкольное воспитание в Ленинграде за 15 лет (1917-1932) / под ред. М. Махлина, Н. Тумим-Альмединген, О. Широкогорова. - М. ; Л. : Учпедгиз, 1932. - 120 с.

5. Зеньковский В. В. Русская педагогика в ХХ веке // Хрестоматия по истории школы и педагогики России первой трети ХХ века. - М. : АСОУ, 2009. - С. 44-46.

6. Ганина С. А. Концепция свободного воспитания: опыт социально-философской рефлексии феномена детства // Общество. Среда. Развитие. - 2012. - № 1. - С. 183-186.

7. Инструкция по ведению детского сада и очага // Справочник по дошкольному воспитанию. - М. : Изд. отдел Народного комиссариата по просвещению, 1919. - С. 34-38.

8. Князев Е. Юлия Фаусек и свободное дошкольное воспитание // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 3. - С. 114-119.

9. Кондратьева М. А., Шикалова Т. Н., Шкляева Н. М. Теория и практика дошкольного образования в России: конец XIX - 20-е годы ХХ столетия : учеб.пособие. - Глазов : Изд-во Глазов.пед. ин-та, 2003. - 204 с.

10. Корнетов Г. Б. К. Н. Вентцель - пророк свободного воспитания // Генезис педагогической мысли и педагогической практики в истории человеческой культуры. - М. : АСОУ, 2016. - С. 80-108.

11. Лазуркина Д. Л. О наследии прошлого в дошкольном воспитании // Бюллетени Отдела дошкольного воспитания Наркомпроса. - 1920 - № 2.

12. Леушина А., Махлина М., Тумим Н. Пролетарский Ленинград в борьбе за дошкольное воспитание // Дошкольное воспитание. - 1932. - № 10-12. - С. 32-39.

13. Максимова Г. Ю., Виноградова Н. А. Антропологические основания концепций дошкольного воспитания П. Кергомар и Е. И. Тихеевой // Историко-педагогическое знание в начале третьего тысячелетия: историко-педагогический компонент в педагогических исследованиях и педагогическом образовании. - М. : АСОУ : Золотая буква, 2006. - С. 120-126.

14. Николаева А. В. Идея свободного воспитания как основа современного стандарта дошкольного образования // История педагогической мысли и практики образования в России и мире. - М. : АСОУ, 2018. - С. 250-259.

15. Окушова Г. А. Смена педагогических парадигм как методологический резонанс изменения типов философского мышления // Вестн. ТГПУ. - 2005. - № 2. - С. 7-11.

16. О передаче в ведение народного комиссариата просвещения учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств от 30.05.1918 г. // История советской дошкольной педагогики : хрестоматия - М. : Просвещение, 1988. - С. 43.

17. Резолюции по докладам Второго Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию (с 25 ноября по 2 декабря 1921 г.). - М., 1921. - 136 с.

18. Романов А. А. Историко-педагогическое знание как пространство диалога // Психолого-педагогический поиск. - 2016. - № 2. - С. 5-9.

19. Свентицкая М. Х. Наш детский сад. - М., 1913. - 68 с.

20. Свентицкая М. Х. Наш детский сад. Из опыта дошкольной работы Детского Городка им. III интернационала при Наркомпросе в Москве. - М. : Новая школа, 1924. - 255 с.

21. Таубман В. В., Фаусек Ю. И. Теория и практика детского сада Монтессори. - Пб. ; М. : Мысль, 1923. - 133 с.

22. Тезавровская Л. С. Народный детский сад Кружка совместного воспитания и образования детей. - М., 1914. - 12 с.

23. Третий всероссийский съезд по дошкольному воспитанию // История советской дошкольной педагогики : хрестоматия. - М. : Просвещение, 1988. - С. 142-153.

24. Уральский областной дошкольный методический кабинет. Свердловск. Как составить годовой производственный план дошкольного учреждения на основе программ. - Свердловск : УралОНО, 1933. - 21 с.

25. Уткин А. В. Формирование советской образовательной доктрины // Образование в России и мире в контексте Октябрьской революции 1917г. : сб. науч. тр. и материалов. - М. : АСОУ, 2017. - С. 102-112.

26. Фаусек Ю. И. Детский сад Монтессори. Опыт и наблюдения в течение двенадцатилетней работы в детских садах по системе Монтессори. - М. ; Л. : Печатный двор, 1926. - 224 с.

27. Чулицкая Л. И. Биологические особенности дошкольного возраста и система Монтессори // Новые идеи в педагогике. Пересмотр основ педагогики Монтессори. - 1924. - № 5. - С. 38-61.

28. Шлегер Л. К. Особенности работы с детьми семилетнего возраста. - Л. : Госиздат, 1925. - 43 с.

29. Шлегер Л. К. Практическая работа в детском саду // История советской дошкольной педагогики : хрестоматия. - М. : Просвещение, 1988. - С. 339-354.

30. Юдина Н. П. Дом свободного ребенка - грандиозный педагогический эксперимент // Историко-педагогический журнал. - 2016. - № 4. - С. 86-98.


Для цитирования:


Николаева А.В. ГЕНЕЗИС ИДЕЙ СВОБОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ В КОНЦЕ XIX - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА. Педагогическое образование в России. 2019;(9):6-12. https://doi.org/10.26170/po19-09-01

For citation:


Nikolaeva A.V. GENESIS OF IDEAS OF FREE PEDAGOGY IN PRESCHOOL EDUCATION OF RUSSIA AT THE END OF THE XIX - THE FIRST THIRD OF THE XX CENTURE. Pedagogical Education in Russia. 2019;(9):6-12. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-09-01

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)