Preview

ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ, САМООЦЕНКА И МОТИВАЦИЯ КАК ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

https://doi.org/10.26170/po19-08-19

Полный текст:

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию таких личностных факторов успешности обучения, как жизнестойкость, мотивация и самооценка. Исследование проведено на выборке 120 человек, из которых 60 девятиклассников и 60 одиннадцатиклассников. Методологической основой исследования выступил личностный подход в образовании, развиваемый отечественными исследователями. Для диагностики личностных факторов успешности обучения использовались российские и зарубежные (адаптированные) методики. Для выявления уровня успешности обучения применялся подсчет среднего балла академической успеваемости. В статье подробно описаны выявленные компоненты жизнестойкости: вовлеченность, контроль, принятие риска, а также компоненты, уровни мотивации и уровни самооценки. Проведен сравнительный описательный и статистический анализ данных юношей и девушек девятых и одиннадцатых классов. Полученные результаты сопоставлены с данными подобных исследований, в частности сделан вывод о низком уровне познавательной активности старшеклассников, хотя выявлено, что девушки имеют более высокий уровень познавательной активности, чем юноши. Других различий в проявлении компонентов жизнестойкости, мотивации и самооценки как между учащимися девятых и одиннадцатых классов, так и между юношами и девушками не выявлено. Представлена корреляционная матрица между такими личностными факторами, как жизнестойкость, мотивация и самооценка и успешностью обучения. Значительное количество прямых корреляций доказывает выдвинутое в начале исследования предположение о том, что существует взаимосвязь таких личностных факторов, как мотивация, самооценка и жизнестойкость с успеваемостью у старшеклассников.

Об авторах

Е. С. Легостаева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Л. В. Оконечникова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия


Д. С. Денисова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия


Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М. : Издательство «Мысль», 1991. - 160 с.

2. Бирина О. В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 8-2. - С. 438-443. - Режим доступа: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34575 (дата обращения: 29.08.2019).

3. Вартанова И. И. Развитие учебной мотивации и ценностей старших школьников [Электронный ресурс] // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2010. - № 4. - Режим доступа: http://www.psyanima.ru (дата обращения: 24.08.2019).

4. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. - СПб. : Издательство «Питер», 2000. - 320 с.

5. Иванова Е. С. Вербализация эмоций и опознание лицевой экспрессии в структуре общения подростков и юношей // Образование и наука. - 2013. - № 9 (108). - С. 91-102.

6. Иванова Е. С. Эмоциональный тонус и методика его диагностики в молодом и юношеском возрасте // Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2006. - № 4. - С. 69.

7. Кон И. С. Психология ранней юности. - М. : Просвещение, 1989. - 255 с.

8. Курапова Т. Ю. Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ [Электронный ресурс] // Психология в России и за рубежом : материалы Междунар. науч. конф. - СПб. : Реноме, 2011. - С. 106-109. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/1092/ (дата обращения: 29.08.2019).

9. Козменков И. Н. Изучение мотивации учебной деятельности старших школьников в городских и сельских образовательных учреждениях [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 1336-1340. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2013/53270.htm (дата обращения: 23.08.2019).

10. Леонтьев Д. А. Жизнестойкость жизненного мира // Практическая конференция по экзистенциальной психологии : материалы сообщений / под ред. Д. А. Леонтьева, Е. С. Мазур, А. И. Сосланда. - М. : Смысл, 2001. - С. 100-109.

11. Липкина А. И. Самооценка школьника. - М. : Знание, 1976. - 64 с.

12. Малькина О. В. Сравнительный анализ личностных особенностей студентов с высокой и низкой академической успеваемостью [Электронный ресурс] // Вестник Брянского университета. - 2008. - № 1. - С. 127-134. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-lichnostnyh-osobennostey- studentov-s-vysokoy-i-nizkoy-akademicheskoy-uspevaemostyu (дата обращения: 25.08.2019).

13. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте : пособие для учителя. - М. : Просвещение, 1983. - 96 с.

14. Методика диагностики жизнестойкости (С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/test-zhiznestoykosti-s-maddi-v- adaptatsii-d-leontyeva (дата обращения: 29.08.2019).

15. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы Ч. Д. Спилберга, А. Д. Андреевой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/4647345/ (дата обращения: 29.08.2019).

16. Методика изучения общей самооценки Г. Н. Казанцевой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://poisk-ru.ru/s59533t4.html (дата обращения: 29.05.2019).

17. Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании : метод. пособие / О. В. Борисенко, Т. А. Матерова, О. А. Ховалкина, М. В. Шамардина ; ред. Ю. Н. Денисов. - Барнаул, 2014. - 184 с.

18. Смирнов С. Д. Психологические факторы успешной учебы студентов вуза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psy.msu.ru/science/public/smirnov/students.html (дата обращения: 29.08.2019).

19. Смирнов С. Д., Корнилова Т. В., Корнилов С. А., Малахова С. И. О связи интеллектуальных и личностных характеристик студентов с успешностью их обучения [Электронный ресурс] // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2007. - № 3. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-svyazi-intellektualnyh-i- lichnostnyh-harakteristik-studentov-s-uspeshnostyu-ih-obucheniya (дата обращения: 17.08.2019).

20. Старикова А. Е. Социально-психологические детерминанты успешности обучения учащихся средних классов современной общеобразовательной школы : дис. … канд. психол. наук. - СПб., 2004. - 191 c.

21. Тихомирова Т. Н. Взаимосвязь показателей общего интеллекта и успешности в обучении // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 4. - С. 207-213.

22. Фридман Л. М. Формирование познавательных интересов у школьников. - М. : Смысл, 1979.


Для цитирования:


Легостаева Е.С., Оконечникова Л.В., Денисова Д.С. ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ, САМООЦЕНКА И МОТИВАЦИЯ КАК ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. Педагогическое образование в России. 2019;(8):149-156. https://doi.org/10.26170/po19-08-19

For citation:


Legostaeva E.S., Okonechnikova L.V., Denisova D.S. RESILIENCE, SELF-ESTEEM AND MOTIVATION AS PERSONAL FACTORS FOR THE SUCCESS OF SENIOR SCHOOL STUDENTS. Pedagogical Education in Russia. 2019;(8):149-156. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-08-19

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)