Preview

БУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

https://doi.org/10.26170/po19-08-18

Полный текст:

Аннотация

В статье исследуется проблема буллинга как вида деструктивного взаимодействия в школьной подростковой среде. Буллинг представляет собой острый социальный феномен, который отрицательно сказывается на всех вовлеченных в этот процесс личностях, на формировании их Я- концепции и самооценки, системе ценностей и стиле взаимодействия со сверстниками. По данным современных исследований, практически половина подростков сталкиваются с буллингом в общеобразовательном учреждении. Авторы исследуют теоретические аспекты феномена буллинга, его трансформацию, динамику и особенности, социальные и психологические истоки насильственных, агрессивных отношений в межличностных, внутригрупповых взаимодействиях. Была проведена диагностика риска возникновения буллинга в общеобразовательных учреждениях и предложены методики его профилактики в школьном коллективе. Исследование позволило систематизировать основные подходы к феномену буллинга в подростковой среде и показало, что в данных учреждениях нет острого риска возникновения буллинга, но отсутствуют ресурсы по его предотвращению. Полученные данные подтверждают положение о том, что классный коллектив является ведущим механизмом в профилактике буллинга. Именно потенциал классного коллектива определяет наличие и отсутствие буллинга в группе, а также возможность его предотвращения на ранних стадиях.

Об авторах

И. Д. Белеева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Л. Э. Панкратова
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


Н. Б. Титова
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Бочавер А. А., Кузнецова В. Б., Бианки Е. М., Дмитриевский П. В., Завалишина М. А., Капорская Н. А., Хломов К. Д. Опросник риска буллинга (ОРБ) // Вопросы психологии. - 2015. - № 5. - С. 146-157.

2. Клейберг Ю. А. Девиантное поведение: синтагма, онтология, эпистемология // Общество и право. - 2015. - № 1. - С. 262-269.

3. Макарова Ю. Л. Теоретические подходы к определению буллинга [Электронный ресурс] // Научный форум: Педагогика и психология : сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. - Режим доступа: https://nauchforum.ru/conf/psy/x/25088.

4. Мамедова А. Г. Профилактика жестокого обращения среди подростков. Буллинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docplayer.ru/45990453-Profilaktika-zhestokogo-obrashcheniya-sredi- podrostkov-bulling.html.

5. Миронов Д. Д. Сущность понятия девиантное поведение подростков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 10. - С. 70-73.

6. XVIII Национальный конкурс «Золотая Психея» по итогам 2016 года. Материалы к проекту «Скажем буллингу «Нет!»» (программа профилактики буллинга в образовательной организации) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psy.su/psyche/projects/1813.

7. Неравенство в период взросления: гендерные и социально-экономические различия в показателях здоровья и благополучия детей и подростков [Электронный ресурс] // Исследование «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC) : международный отчет по результатам исследования 2013/2014 гг. - Режим доступа http://www.euro.who.int/ru/publications/abstracts/growing-up- unequal.-hbsc-2016-study-20132014-survey.

8. Сизова И. Л. Социологическая теория о причинах насилия в школе [Электронный ресурс] // Социология. Психология. Философия. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2012. - № 6 (1). - С. 374-380. - Режим доступа: http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99999999_West_ 2012_6(1)/62.pdf.

9. Собкин В. С., Смыслова М. М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) // Социальная психология и общество. - 2014. - № 2. - С. 71-86.

10. Соловьёв Д. Н. Использование потенциала первичного коллектива в профилактике буллинга среди школьников подросткового возраста : автореф. дис. … канд. пед. наук / Тюм. гос. ун-т. - Тюмень, 2015. - 26 с.

11. Соловьёв Д. Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. - № 3. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_22285304_62543160.pdf.

12. Штомпка П. Социальное изменение как травма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/983/017/1220/1-Shtompka.pdf.

13. Эмиграционные настроения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.levada.ru/ 2019/02/04/emigratsionnye-nastroeniya-3.

14. ЮНЕСКО: Треть российских школьников становятся жертвами травли [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pravmir.ru/yunesko-tret-rossiyskih-shkolnikov-stanovyatsya-zhertvami-travli.


Для цитирования:


Белеева И.Д., Панкратова Л.Э., Титова Н.Б. БУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. Педагогическое образование в России. 2019;(8):144-148. https://doi.org/10.26170/po19-08-18

For citation:


Beleeva I.D., Pankratova L.E., Titova N.B. PREVENTION OF BULLYING AMONG ADOLESCENTS IN THE EDUCATIONAL INSTITUTION. Pedagogical Education in Russia. 2019;(8):144-148. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-08-18

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)