Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ЦЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОСТИ К ЗАВИСИМОСТЯМ

https://doi.org/10.26170/po19-08-17

Полный текст:

Аннотация

Антропологический подход, как один из возможных педагогических подходов, обычно используется для рассмотрения проблем воспитания с позиций обеспечения полноты знаний о воспитуемом. Однако в социокультурных реалиях сегодняшнего дня антропологический подход призван не столько обеспечить совокупность знаний о «человеке в себе», сколько раскрыть «человеческое измерение» самого воспитательного процесса, направляя его на целостное личностное развитие воспитанников. Нами было проведено исследование воспитательных возможностей антропологического подхода в решении актуальной проблемы предупреждения негативных зависимостей современных подростков. Анализ показывает, что реализация антропологического подхода раскрывается как развитие субъектности воспитанников, направленность на переход от преимущественно социально-ролевого способа их жизненной адаптации к индивидуализации на основе обогащения интеллектуальных, творческих, духовно-нравственных сил, преодоления отчуждения собственной сущности. В статье рассматривается процесс формирования и современное состояние педагогической антропологии в России и за рубежом, описывается исследование возможностей антропологического подхода для воспитания у подростков качеств жизнестойкости и целостности личности, выступающих фактором устойчивости к зависимостям. Теоретический анализ воспитательного потенциала антропологического подхода подкрепляется данными, полученными при многолетней реализации в Свердловской области социально-педагогического проекта «Будь здоров!», участниками которого стали подростки 13-16 лет. Исследование показало, что педагогическая поддержка и сопровождение в преодолении подростками внутренних и внешних препятствий, инициирование интеллектуальной и творческой активности, расширение кругозора, развитие навыков рефлексии, саморегуляции, осознанных поведенческих стратегий (копинг-стратегий), выступают условиями воспитания жизнестойкости и целостности их личностного развития, т. е. тех качеств, которые обеспечивают устойчивость к зависимостям. Кроме того, к условиям успешности реализации подобных социально-педагогических проектов следует отнести их многокомпонентность, содержательно предполагающую комплекс развивающих деятельностей, в которые вовлекаются подростки, а также необходимость взаимодействия педагогов, родителей и коллектива подростков в единой детско-взрослой со-бытийной общности (В. И. Слободчиков).

Об авторах

И. В. Бачинин
Уральский государственный педагогический университет
Россия


С. Т. Погорелов
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня : сб. научн. трудов / под ред. М. М. Горбатовой, А. В. Серого, М. С. Яницкого. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 2004. - Вып. 2. - С. 82-90.

2. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних : монография. - 2-е изд. - Москва : Издательство «Юрайт», 2019. - 180 с. - (Актуальные монографии).

3. Андреев А. Традиция как философский принцип опознания бытия человека, народа, социума [Электронный ресурс]. - Минск : Белорусская цифровая библиотека LIBRARY.BY. - Режим доступа: https://library.by/portalus/modules/philosophy/readme.php?subaction=showfull&id=1107017404&archive=112 9708655&start_from=&ucat=& (дата обращения: 21.07.2019).

4. Богомаз С. А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья // Материалы научно-практических конгрессов 4 Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». - 2008. - Т. 2. - С. 24-27.

5. К. Д. Ушинский. Психологические монографии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.azlib.ru/u/ushinskij_k_d/text_0090.shtml (дата обращения: 18.06.2019).

6. Коджаспирова Г. М. Педагогическая антропология. - М. : Гардарики, 2005. - 287 с.

7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2011. - 24 с.

8. Кузьмина Е. И. Самооценка и жизнестойкость личности [Электронный ресурс] // Инициативы XXI века. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_23168928_23302743.pdf (дата обращения: 19.07.2019).

9. Мадди Сальвадоре Р. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психологический журнал. - 2005. - № 6. - Т. 26. - С. 87-101.

10. Мельников Э. А. Православие для интеллигенции. - Курск : МУП «Курская городская типография», 2016. - 584 с.

11. Наливайко Т. В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности : дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / Южно-Урал. гос. ун-т. - Челябинск, 2006. - 175 с.

12. Огурцов А. П. Педагогическая антропология в Германии: поиски и перспективы. Часть 1 // Человек. - 2002. - № 1. - С. 71-87.

13. Педагогическая антропология / авт.-сост. Б. М. Бим-Бад. - М. : Изд-во УРАО, 1998. - 576 с.

14. Соловцова И. А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике : дис.. д-ра пед. наук : 13.00.01 / Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград, 2006. - 330 с. : ил.

15. Ушинский К. Д. Пед. соч. : в 6 т. - М. : Педагогика, 1988. - Т. 2. - 492 с.

16. Шадриков В. Д. Категории деятельности и ее применение к изучению качества профессионального образования. - Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. - 175 с.

17. Kummel F. Problem und Methode einer padagogischen Anthropologie Zugriffsmodus [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.friedrich-kuemmel.de/doc/PAnthropologie.pdf (date of access: 11.07.2019).

18. Rehberg K. Siegbert Einige Zusammenhange zwischen einer philosophischen Denktradition und der Soziologie in Deutschland / Zugriffsmodus [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.heike- delitz.de/phila/Rehberg_Soziologisierung_des_Wissens.pdf (date of access: 11.07.2019).


Для цитирования:


Бачинин И.В., Погорелов С.Т. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ЦЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОСТИ К ЗАВИСИМОСТЯМ. Педагогическое образование в России. 2019;(8):134-143. https://doi.org/10.26170/po19-08-17

For citation:


Bachinin I.V., Pogorelov S.T. ANTHROPOLOGICAL APPROACH IN EDUCATION OF VITALITY AND PERSONALITY IN ADOLESCENTS AS A FACTOR OF RESISTANCE TO DEPENDENCE. Pedagogical Education in Russia. 2019;(8):134-143. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-08-17

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)