Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

https://doi.org/10.26170/po19-08-16

Полный текст:

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена тем, что в современном образовании Российской Федерации, в том числе дошкольном, осуществляется кардинальное реформирование, вводятся новые образовательные и профессиональные стандарты. Это приводит к необходимости серьезных изменений на уровне осуществления профессиональной деятельности педагогическими работниками дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Все это требует выявления детерминант, вызывающих негативные тенденции в образовательном пространстве ДОУ, для их локализации, преодоления и своевременной профилактики. Целью исследования стало выявление специфики профессиональной самореализации педагогических работников ДОУ, определение психологических ресурсов, обеспечивающих ее разные уровни сформированности. Методология и методы исследования: исследование опиралось на синергетический, деятельностный и компетентностный подходы. Использовались методы: констатирующий психолого- педагогический эксперимент. В эксперименте участвовало 73 педагогических работника ДОУ: педагоги (воспитатель) и педагоги-психологи (психолог в сфере образования). Анализ исследований (в том числе и зарубежных) по рассматриваемой проблеме. Опираясь на современные исследования, в частности, Ф. У. Базаевой, Е. Л. Афанасенковой, мы рассматриваем содержание понятия профессиональная самореализация, а также его специфику в контексте образовательного пространства. Она заключается в профессиональной интеграции и самоинтеграции педагога через свою деятельность. Е. В. Немолот конкретизирует особенности самореализации уже педагога-психолога, для которой характерна реализация личностных ценностей специалиста через профессиональную деятельность полезным для социума результатом. В. Е. Клочко отмечает, что процесс самореализации в различных сферах деятельности в первую очередь определяется его мотивационным компонентом. В западной психологии «самореализация» рассматривается через систему схожих терминов: «самоактуализация» (А. Маслоу), «самоопределение» (Э. Эриксон), «самопознание» (К. Ясперс) и т. п. Данные подходы, по нашему мнению, позволяют наиболее полно раскрыть сущность содержания процесса профессиональной самореализации. Материалы проведенного исследования. В результате проведенного исследования мы выявили общие особенности профессиональной самореализации педагогических работников вне зависимости от опыта их работы и специализации: средний уровень развития социально-корпоративных установок; высокая экстернальность; низкий уровень социоцентрической мотивации; устойчивая тенденция к деструктивному поведению в деятельности как показатель профессионального выгорания. В то же время были определены значимые различия в уровнях профессиональной самореализации, которые зависят от профессиональной направленности специалиста ДОУ в деятельности: воспитатель - педагог-психолог. Для большинства воспитателей характерна непродуктивная самореализация (иррациональный уровень), а для психологов сферы образования - продуктивная самореализация (адаптивный и гармоничный уровни). Объясняется это бóльшей консервативностью профессии воспитатель (чем педагог-психолог) и поисково-исследовательским характером содержания деятельности психолога образования. Исследование позволило выявить и особенности психологических ресурсов педагогических работников ДОУ в деятельности (воспитателя - педагога-психолога). Выводы исследования. Пилотажное исследование позволило установить. Во-первых, наличие схожих закономерностей в содержании профессиональной самореализации воспитателей и педагогов- психологов ДОУ, но при этом установлены и особенности, характерные для каждой из данных профессий. Во-вторых, были выявлены психологические ресурсы, которые в первую очередь влияют на процесс профессиональной самореализации и уровень ее сформированности как у воспитателей, так и у психологов образования. Материалы статьи могут быть полезны для руководителей и методистов ДОУ: для повышения эффективности профессиональной самореализации специалистов ДОУ, совершенствования методического сопровождения педагогических работников в них, для улучшения качества предоставляемых образовательных услуг ДОУ в целом.

Об авторах

Е. Л. Афанасенкова
Сахалинский государственный университет
Россия


Ю. А. Ведяшкина
МАДОУ «Детский сад № 1 “Сказка”»
Россия


Список литературы

1. Письмо Министерства народного образования РСФСР от 30 мая 1989 года № 542/13т «О введении должности психолога в учреждениях народного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://method.volny.edu/data/psih/sk/1/1.htm (дата обращения: 05.04.2019).

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» от 18 октября 2013 г. № 544н [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://профстандартпедагога.рф/wp- content/uploads/2014/07/%D0%9F%D0%A1_%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B docx (дата обращения: 05.05.2019).

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (Психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gppc.ru/wp-content/uploads/2016/02/2.-Standart- pedagoga-psihologa.pdf (дата обращения: 05.05.2019).

4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 26.05.2019).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 03.03.2019).

6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.consultant.ru (дата обращения: 26.05.2019).

7. Афанасенкова Е. Л., Васягина Н. Н. Саморазвитие и самореализация педагогических работников в профессиональной деятельности // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 2. - С. 10-30.

8. Афанасенкова Е. Л. Коррекция страхов у детей и тревожных состояний у подростков в ресурсном поле семьи // Психологические проблемы современной семьи : сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции / под редакцией О. А. Карабановой, Н. Н. Васягиной ; Урал. гос. пед. ун-т. - Электрон. дан. - Екатеринбург, 2018. - С. 179-196.

9. Афанасенкова Е. Л. Саморазвитие и самореализация в профессиональной деятельности работников системы образования // Психология и жизнь: актуальные проблемы психологии образования : материалы III Международной научно-практической конференции 14-15 ноября 2018 г., г. Минск. - Минск : БГПУ, 2018. - С. 474-480.

10. Афанасенкова Е. Л. Уровни развития профессиональной самореализации личности // Актуальные проблемы психологии личности : сборник научных трудов. - Екатеринбург : [б. и.], 2018. - №. 15. - С. 22-32.

11. Афанасенкова Е. Л., Ведяшкина Ю. А. Личностная зрелость как психологический ресурс продуктивной профессиональной самореализации педагога и психолога в дошкольном образовательном учреждении // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании : материалы III международной научно-практической конференции [2 апреля 2019 г., Ярославль - Минск] / под науч. ред. Е. В. Карповой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2019. - С. 151-154.

12. Базаева Ф. У. Самореализация личности в педагогической деятельности [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. - 2011. - № 2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/samorealizatsiya-lichnosti-v-pedagogicheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 03.03.2019).

13. Васягина Н. Н. Профессионально-личностная направленность педагога: актуальное состояние и возможности оптимизации // Актуальные проблемы психологии образования : коллективная монография. - Екатеринбург, 2015. - С. 151-177.

14. Виноградова Г. А., Сашилова Т. П. Развитие психологических ресурсов у студентов- первокурсников (на примере студентов-социологов) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2009. - № 4 (6). - С. 1481-188.

15. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд / под ред. Г. В. Залевского. - Томск : Изд-во Томского ун-та, 1999. - 154 с.

16. Кудинов С. С., Архипочкина К. В. Самореализация личности педагогов с разным уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью // Вестник РУДН. Серия Психология и педагогика. - 2013. - № 1. - С. 19-27.

17. Манжос Л. В., Хазова С. А., Хатит Ф. Р. Особенности профессиональной самореализации педагогов в современных условиях [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. - 2015. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/osobennosti-professionalnoy-samorealizatsii-pedagogov-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 03.03.2019).

18. Милинис О. А. Субъектно-ориентированный подход к развитию культуры творческой самореализации студентов педагогов в креативной образовательной деятельности : автореф. дис.. д-ра пед. наук : 13.00.01. - Казань, 2012. - 50 с.

19. Немолот Е. В. Ценностно-смысловые характеристики профессиональной самореализации личности педагога-психолога в условиях малого города : дис. … канд. психол. наук. - Кемерово, 2014. - 223 с.

20. Свидерская С. П. Профессиональная самореализация педагога посредством научно-исследовательской деятельности // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2016. - № 4. - С. 46-65.

21. Эстерле А. Е. Современные представления о содержании понятия «профессиональное саморазвитие личности» [Электронный ресурс] // Самарский научный вестник. - 2014. - № 4 (9). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-predstavleniya-o-soderzhanii-ponyatiya-professionalnoe- samorazvitie-lichnosti (дата обращения: 17.05.2019).

22. Afanasenkova E. L. Self-realization as psychological resources of the personality of the teacher, teacher-psychologist in the studies of foreign authors (Самореализация как психологический ресурс личности педагога, педагога-психолога в исследованиях зарубежных авторов) // Актуальные проблемы профессиональной сферы в современном мире : материалы VI международной научно-практической конференции молодых ученых на иностранных языках. 14 марта 2019 г. / Урал. гос. пед. ун-т ; под ред. Н. Н. Сергеевой. - Екатеринбург : [б. и.], 2019. - Ч. I. - С. 10-16.

23. Vasyagina N. V., Afanasenkova E. L., Vedyashkina J. A., Vasyagina S. A., Abramovskih N. V. Psihologikal Resources Of Pedagogikal Staff Professional Self-Realisation // The European Proceedings of Social & Behavioural. Sciences EpSBS, 2019. - Vol. LXIV. - P. 740-747.


Для цитирования:


Афанасенкова Е.Л., Ведяшкина Ю.А. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. Педагогическое образование в России. 2019;(8):124-133. https://doi.org/10.26170/po19-08-16

For citation:


Afanasenkova E.L., Vedyashkina Yu.A. FEATURES OF THE CONTENT OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF EDUCATORS AND TEACHERS-PSYCHOLOGISTS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS. Pedagogical Education in Russia. 2019;(8):124-133. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-08-16

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)