Preview

Проектирование культурно-образовательной платформы по продвижению нематериального русского культурного наследия в России и за рубежом

Полный текст:

Аннотация

Нематериальное культурное наследие входит в перечень объектов, охраняемых ЮНЕСКО. Это понятие охватывает фольклорные традиции и жанры устного творчества, включая языки, зрелищные жанры, ритуалы и праздники, навыки и обычаи, традиционные ремесла. Носителями нематериального культурного наследия выступают люди, в чем состоит основная сложность его охраны. Авторами проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление доминирующего типа отношения к нематериальному русскому культурному наследию и его возрастной спецификации у студентов. Для проведения исследования разработан критериально-диагностический аппарат, включающий критерии, показатели и описательные характеристики типов отношения к русской национальной культуре у населения. В качестве методов исследования применено анкетирование и критерий Фишера для сравнения величин выборочных дисперсий двух рядов наблюдений. В результате исследования установлено, что доминирующий тип отношений - отстраненно-уважительное. Также выявлены достоверные различия между первой (17-25 лет) и третьей (34 и старше) возрастными группами. На основе данных эмпирического исследования спроектирована культурно-образовательная платформа по продвижению нематериального русского культурного наследия в России и за рубежом. Под этой платформой понимается совокупность мотивационно-деятельностных технологий культурно-просветительской деятельности в детской и молодежной среде. Сюда входит создание специальных интернет-ресурсов, развитие волонтерского движения по продвижению русского языка и русской культуры в России и за рубежом, организация языковой школы, организация и проведение различных конкурсов и олимпиад по русскому языку, русскому языку как иностранному, русской литературе для отечественных и иностранных студентов, игровые, проектные технологии и др. Их применение обеспечивает повышение заинтересованности обучающихся, влияет на создание позитивного образа России как державы, обладающей ценным культурным, научным наследием и мощным инновационным потенциалом.

Об авторах

О. В. Крежевских
Шадринский государственный педагогический университет
Россия


Н. А. Каратаева
Шадринский государственный педагогический университет
Россия


Е. И. Елизова
Шадринский государственный педагогический университет
Россия


Н. Ю. Ланцевская
Шадринский государственный педагогический университет
Россия


А. Г. Максимовских
Шадринский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М. : Асток-Пресс, 1998. - С. 89-99.

2. Аронов А. А. К вопросу о ментальности отечественной культуры: развитие рывками // Вестник МГУКИ. - 2015. - № 1 (63). - С. 38-45.

3. Бердяев Н. А. Судьба России (Опыты по психологии войны и национальности) // Сборник статей 1914-1917. - М., 1918.

4. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестник Московского ун-та. Серия 14 : Психология. - 1991. - № 4. - С. 5-18.

5. Гумилев Л. Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. - М. : Агентство ФТМ, Лтд, 2013. - 302 с.

6. Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксиская философия. - М. : Политиздат, 1967. - 351 с.

7. Лихачев Д. С. Земля родная. - М. : Директ-Медиа, 2012. - 575 с.

8. Лосев А. Ф. На рубеже эпох. Работы 1910-х - начала 1920-х годов : научное издание. - М. : Прогресс-Традиция, 2015. - 1086 с.

9. Мясищев В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Доклады на совещании по вопросам психологии личности. - М., 1956. - С. 10-14.

10. Мясищев В. Н. Психология отношений / под. ред. А. А. Бодалева ; вступ. ст. А. А. Бодалев. - М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : Модек, 1995. - 356 с.

11. Парсонс Т. О структуре социального действия. - М. : Директ-Медиа, 2007. - 1246 с.

12. Самбур Е. В. Русская народная певческая культура: генезис и исторические трансформации : дис. … канд. культуролог. наук. - М., 2010.

13. Словарь русского языка / под ред. А. П. Евгеньевой ; АН СССР, Ин-т рус. яз. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Русский язык, 1981-1984.

14. Тугаринов В. П. Избранные философские труды. - Л. : Изд-во Ленинград. ун-та, 1988. - 344 с.

15. Флиер А. Я. Избранные работы по теории культуры / Научная ассоциация исследователей культуры, Научное объединение «Высшая школа культурологии». - Москва : Согласие : Артем, 2014. - 558 с.

16. Lenzerini F. Intangible Cultural Heritage: The Living Culture of Peoples [Electronic resource] // The European Journal of International Law. - 2011. - Vol. 22. - № 1. - Mode of access: http://www.ejil. org/pdfs/22/1/2127.pdf.

17. Sharing Diversity National Approaches to Intercultural Dialogue in Europe Study for the European Сommission [Electronic resource]. - Mode of access: //http://www.interculturaldialogue.eu/web/files/14/ en/Sharing_Diversity_Final_Report.pdf.

18. National Identity and the Future of Russia Valdai Discussion Club Report [Electronic resource]. - Mode of access: http://vid-1.rian.ru/ig/valdai/Identity_eng.pdf.


Для цитирования:


Крежевских О.В., Каратаева Н.А., Елизова Е.И., Ланцевская Н.Ю., Максимовских А.Г. Проектирование культурно-образовательной платформы по продвижению нематериального русского культурного наследия в России и за рубежом. Педагогическое образование в России. 2018;(1):197-208.

For citation:


Krezhevskyikh O.V., Karatayeva N.A., Yelizova E.I., Lantsevskaya N.Yu., Maksimovskykh A.G. Designing cultural and educational platform to promote Russian intangible cultural heritage in Russia and abroad. Pedagogical Education in Russia. 2018;(1):197-208. (In Russ.)

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)