Preview

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ У БАКАЛАВРОВ ТУРИЗМА

https://doi.org/10.26170/po19-08-12

Полный текст:

Аннотация

Предметом рассмотрения статьи является проблема вузовской подготовки современного специалиста в сфере туристической деятельности. В практике вузовского образования наблюдается противоречие между требованиями работодателей к подготовке компетентного специалиста в сфере туризма, способного предложить потребителю уникальный, конкурентоспособный, патриотически ориентированный турпродукт, и недостаточным использованием возможности высших учебных заведений в соответствующей подготовке специалистов данного профиля. Наблюдается оторванность изучаемых в вузе дисциплин от знакомства будущих специалистов в сфере туризма со своеобразием своего региона, его историей, с талантливыми представителями его культуры и искусства. Цель данной статьи - описать модель формирования патриотической позиции у бакалавров туризма в условиях вузовской подготовки. На основе изученной литературы по проблеме авторами раскрывается содержание процесса формирования патриотической позиции будущего бакалавра туризма как процесса становления личности, осознающей себя гражданином и патриотом своей страны, ориентирующейся в спектре культурного многообразия своего региона, обладающей уважительным отношением к историческому прошлому своей страны, ответственным отношением к ее судьбе в настоящем и будущем. В качестве методологической основы предлагаются системно-деятельностный и контекстно-аксиологический подходы, позволяющие реализовать в обучении будущих специалистов туристической деятельности принципы исторической памяти и преемственности духовного опыта поколений, социокультурной и национальной идентификации, учета региональных особенностей и условий в профессиональном самоопределении. В статье подробно описаны блоки разработанной модели (мотивационно-ориентирующий, теоретико-методологический, содержательно-процессуальный и оценочно-диагностический). Проанализированы способы решения поставленных задач: задача формирования знаний об истории, географии и культурно-исторических достопримечательностях России решается через интеграцию социально-философских и историко-краеведческих дисциплин, освоение студентами разработанных спецкурсов соответствующей направленности; задача развития ценностных ориентаций, патриотических чувств и качеств реализуется в атмосфере культурно-краеведческой образовательной среды вуза, созданной на занятиях и внеаудиторных мероприятиях; задача освоения моделей патриотического поведения в сфере туристического обслуживания решается на основе вовлечения бакалавров туризма в проектную деятельность с участием работодателей. Методами исследования являются анализ, обобщение педагогического опыта и теоретических исследований по проблеме патриотического воспитания личности. Результаты работы: авторами теоретически обоснованы и раскрыты на практических примерах основные информационные ресурсы и содержательные направления учебно-воспитательной работы вуза по формированию патриотической позиции бакалавров туризма на занятиях и внеаудиторных мероприятиях. Область применения результатов: теория и методика профессионального образования. Выводы: разработанная модель формирования патриотической позиции бакалавров туризма в условиях вузовского образования способствует решению проблемы в подготовке кадров для туристической сферы деятельности, обладающих сформированной патриотической позицией, т. е. такой жизненной позицией, которая основана на патриотических ценностях, подкреплена мотивацией патриотического долга и ответственности и реализуется в формах патриотического поведения.

Об авторах

Н. Г. Куприна
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Т. Р. Лыкова
Уральский государственный лесотехнический университет
Россия


Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб. : Питер, 2016. - 288 с.

2. Белкин А. С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / А. С. Белкин, Е. В. Ткаченко. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т ; Рос. гос. проф. ун-т, 2005. - 208 с.

3. Богданова А. А. Формирование профессиональных компетенций у студентов по культурному туризму : дис.. канд. пед. наук. - М., 2009. - 162 с.

4. Бондаренко О. В. Формирование профессионально значимых качеств студентов - будущих cпециалистов по сервису и туризму : дис.. канд. пед. наук. - Ставрополь, 2006. - 167 с.

5. Быков А. К. Формирование патриотического сознания молодежи // Педагогика. - 2010. - № 9. - С. 10-20.

6. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М. : ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.

7. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М. : АПН, 1960. - 500 с.

8. Героева Л. М. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях любительского театра : дис.. канд. пед. наук. - СПб., 2016. - 199 с.

9. Гультяева Н. А. Развитие профессиональных качеств менеджера туризма средствами изобразительного искусства : автореф. дис.. канд. пед. наук. - М., 1999. - 19 с.

10. Занков Л. В. Обучение и развитие // Избранные педагогические труды. - М. : Педагогика, 1990. - С. 83-318.

11. Карева А. В. Теория и практика формирования профессиональных компетенций специалистов по сервису и туризму // Современные технологии индустрии туризма и гостиничного сервиса : материалы Междунар. семинара, Бад-Либенцель, Германия, 30 июня - 14 июля 2007 г. - Бад-Либенцель, 2007. - С. 45-50.

12. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М. : Academia, 2005. - 352 с.

13. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. - М. : Наука, 1984. - С. 77-91.

14. Надточий С. О. Формирование лингвопрофессиональной компетенции менеджеров в области туризма. - Воронеж : Научная книга, 2011. - 242 с.

15. Овчинников О. А. Педагогические условия военно-патриотического воспитания курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний: личностно-ориентированный подход : дис.. канд. пед. наук. - Владимир, 2016. - 170 с.

16. Потапова Е. В. Развитие профессиональной конкурентоспособности студентов туристского вуза в процессе учебно-производственной практики : автореф. дис.. канд. пед. наук. - М., 2007. - 27 с.

17. Прохоренко О. И. Формирование патриотической позиции старшеклассников в процессе обучения общественным дисциплинам: на примере обществознания : дис.. канд. пед. наук. - Тамбов, 2007. - 227 с.

18. Се Илинь, Коврижных О. А. Об опытах патриотического воспитания студентов в Китае // Социально-политические и культурные проблемы современности : сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции 31 мая 2016 г. - Нижний Новгород : НОО «Профессиональная наука», 2016. - C. 73-75.

19. Соловьёв А. П. Методические рекомендации по формированию профессионально-значимых качеств у студентов туристского вуза в сфере делового туризма (модуль «Менеджмент делового туризма»). - М. : РМАТ, 2009. - 24 с.

20. Чэнь Сяохуань. Исследование по усилению патриотического воспитания студентов на основе выдающейся китайской традиционной культуры // Вестник социального высшего учебного заведения г. Чифэн: издание по литературе, философии и общественным наукам. - 2016. - № 5. - С. 262-264.


Для цитирования:


Куприна Н.Г., Лыкова Т.Р. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ У БАКАЛАВРОВ ТУРИЗМА. Педагогическое образование в России. 2019;(8):94-102. https://doi.org/10.26170/po19-08-12

For citation:


Kuprina N.G., Lykova T.R. THE MODEL OF FORMATION OF PATRIOTIC POSITION OF THE BACHELORS OF TOURISM. Pedagogical Education in Russia. 2019;(8):94-102. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-08-12

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)