Preview

АДАПТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

https://doi.org/10.26170/po19-08-11

Полный текст:

Аннотация

В статье обсуждается проблема нехватки технических специалистов, в том числе в IT-сегменте, решение которой требует совершенствования как политехнической подготовки учащихся средней школы, так и методической составляющей будущих учителей предметников. Представлена модель обучения студентов реализации политехнической направленности обучения в курсе информатики. Содержательным аспектом предлагаемой методики является реализация трех этапов обучения: теоретического (формирование знаний о содержании и способах реализации принципа политехнизма в обучении), практического (разработка студентами образовательных продуктов технической направленности) и апробационного (приобретение студентами опыта применения созданного образовательного продукта в условиях педагогической практики). Подготовка студентов реализуется на основе адаптивной образовательной модели, обеспечивающей учет интересов студентов и преподавателей (относительно выбора направления реализации принципа политехнизма, проектирования и разработки средств обучения), а также конкретных условий обучения в вузе. Модель обучения базируется на применении компетентностного подхода, который реализован с применением технологий проблемного и продуктивного обучения, технологии проектного обучения и элементов технологии КСО. Содержание цифрового образовательного ресурса (ЦОР), разрабатываемого студентом на практическом этапе обучения, связано с конкретным объектом компьютерной техники и включает комплект дидактических и учебно-методических материалов. Диагностируется, что созданный студентами по завершении обучения ЦОР и его успешная апробация являются показателями достижения главной цели учебного курса - формирование у студентов специальной компетентности (СК) в области реализации принципа политехнизма в учебном процессе по информатике. С целью апробации предложенной модели обучения был проведен педагогический эксперимент. Приводятся и обсуждаются его результаты.

Об авторах

И. В. Ильин
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия


В. В. Ильин
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Ильин И. В. Обучение студентов педагогического вуза формированию у учащихся метатехнического знания в учебном процессе по физике : дис. … канд. пед. наук : 13.00.02. - Пермь, 2013. - 421 с.

2. Ильин И. В., Оспенникова Е. В. Формирование системы метатехнического знания как базовой составляющей технической культуры современного школьника // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 3. - С. 208-216.

3. Ильин И. В., Печеный А. П. Применение принципов мультимедийного обучения при создании насыщенных ZOOM-презентаций // Материалы международной научно-практической конференции «Информатизация образования - 2011» / ЕГУ им. И.А. Бунина. - Елец, 2011. - Т. 1. - С. 156-160.

4. Имамичи Т. Моральный кризис и метатехнические проблемы // Вопросы философии. - 1995. - № 3. - С. 73-82.

5. Кузнецов А. А. Общая методика обучения информатике. I часть [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов педагогических вузов. - Электрон. текстовые данные. - М. : Прометей, 2016. - 300 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58161.html. - ЭБС «IPRbooks».

6. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования : учебное пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. - М. : Академия, 2001. - 272 с.

7. Осокина Е. В. Использование метода коллективного проектирования при обучении будущих специалистов в области информационных технологий разработке информационных систем : дис.. канд. пед. наук : 13.00.02. - Шадринск, 2011. - 172 с.

8. Оспенникова Е. В., Оспенников Н. А. Уровни интерактивности компьютерных моделей и формирование у учащихся обобщенных подходов к работе с моделями // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2009. - № 12. - С. 206-214.

9. Подготовка кадров высшей квалификации по методике обучения информатике [Электронный ресурс] : метод. пособие / А. С. Захаров [и др.]. - Электрон. текстовые данные. - М. : Прометей, 2016. - 244 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58171.html. - ЭБС «IPRbooks».

10. Принцип политехнизма в обучении физике: современная интерпретация и технологии реализации в средней школе : моногр. / Е. В. Оспенникова, И. В. Ильин, М. Г. Ершов, А. А. Оспенников ; под общ. ред. Е. В. Оспенниковой ; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2014. - 504 с.

11. Софронова Н. В. Теория и методика обучения информатике. - М. : Высшая школа, 2003. - 186 с.

12. Тавризян Г. М. «Метатехническое» обоснование сущности техники М. Хайдеггером (Научно- технический прогресс в оценке буржуазных философов) // Вопросы философии. - 1971. - № 12. - С. 122-130.

13. Теория и методика обучения информатике / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер ; под общ. ред. М. П. Лапчика. - М. : Академия, 2008. - 592 с.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования : от 17 мая 2012 г. № 413. - 45 с.

15. Knoll M. The project method: Its vocational education origin and international development [Electronic resource] // Journal of Industrial Teacher Education. - 1997. - № 34 (3). - P. 59-80. - Mode of access: http://scholar.lib.vt.edu/ejournals/JITE/v34n3/Knoll.html.

16. Mayer R., Moreno R. A Cognitive Theory of Multimedia Learning: Implications for Design Principles [Electronic resource]. - 2005. - Mode of access: https://www.researchgate.net/publication/248528255_A_ Cognitive_Theory_of_Multimedia_Learning_Implications_for_Design_Principles.

17. Mayer R., Moreno R. Cognitive principles of multimedia learning: The role of modality and contiguity // Journ. of Educational Psychology. - 1999. - № 91 (2). - P. 358-368.


Для цитирования:


Ильин И.В., Ильин В.В. АДАПТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ. Педагогическое образование в России. 2019;(8):85-93. https://doi.org/10.26170/po19-08-11

For citation:


Il’In I.V., Il’In V.V. ADAPTIVE MODEL OF TRAINING OF STUDENTS OF THE DIRECTION “PEDAGOGICAL EDUCATION” REALIZATION OF THE POLYTECHNICAL DIRECTION OF TRAINING IN THE COURSE OF INFORMATICS. Pedagogical Education in Russia. 2019;(8):85-93. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-08-11

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)