Preview

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

https://doi.org/10.26170/po19-08-09

Полный текст:

Аннотация

В статье поднимается проблема организации учебно-исследовательской деятельности учащихся по физике в образовательном процессе школы в современных условиях. Проведенный анализ нормативных документов и существующих подходов показал, что выполнение требований ФГОС основного и среднего общего образования требует соблюдения принципа взаимосвязи учебно- исследовательской деятельности учащихся на уроке физики и во внеурочных формах обучения. Выделены три уровня реализации учебно-исследовательской деятельности учащихся в школе, последовательное прохождение которых дает возможность максимально реализовать личностный потенциал и обеспечивает формирование исследовательских умений: включение учебного исследования (его элементов) в урок; коллективные внеурочные формы обучения; выполнение индивидуального исследовательского проекта. В работе предложены внеурочные формы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся основной и средней школы. Предложены критерии отбора содержания для организации учебно-исследовательской деятельности в коллективных внеурочных формах: комплексный характер (при выполнении работы обобщаются и интегрируются знания различных разделов физики); исследовательский характер (содержание должно позволять учащимся осваивать основные исследовательские экспериментальные умения); субъективная новизна (в ходе выполнения работы учащиеся должны получать новые физические знания либо новые результаты применения предыдущего содержания); вариативность (работа может выполняться на различных уровнях сложности и с различной степенью самостоятельности учащихся, в зависимости от их подготовленности); доступность оборудования: для выполнения работы должно быть либо стандартное оборудование кабинета физики, либо возможность создания самодельной установки. Результаты апробации предложенных форм в совместной работе школ Нижнего Новгорода и ННГУ показывают, что учебно-исследовательская деятельность учащихся по физике, реализуемая во взаимосвязи урочных и внеурочных форм организации, способствует развитию учебных достижений учащихся, одновременно с развитием их исследовательских, экспериментальных умений.

Об авторах

О. В. Лебедева
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия


О. А. Морозов
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия


В. В. Староверова
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия


Список литературы

1. Внеурочная работа по физике / ред. О. Ф. Кабардин. - М. : Просвещение, 1983. - 223 с.

2. Котляров В. А. Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики в основной школе : дис.. канд. пед. наук. - Новосибирск, 2004. - 192 с.

3. Ланина И. Я. Внеклассная работа по физике. - М. : Просвещение, 1977. - 224 с.

4. Лебедева О. В. Принципы организации исследовательской деятельности в учебном процессе по физике в средней школе // Наука и школа. - 2012. - № 4. - С. 113-116.

5. Лебедева О. В., Гребенев И. В. Проектирование и организация исследовательской деятельности учащихся в учебном процессе // Педагогика. - 2013. - № 8. - С. 52-58.

6. Лебедева О. В., Марков К. А. Исследовательское обучение физике как фактор интеграции в системе «школа-вуз» // Нижегородское образование. - 2014. - № 2 - С. 43-49.

7. Лебедева О. В., Веретенникова О. Н. Формирование исследовательских умений в процессе обучения физике и математике в системе довузовской подготовки // Наука и школа. - 2012. - № 6. - С. 106-108.

8. Леонтович А. В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся // Школьные технологии. - 2006. - № 5. - С. 63-71.

9. Малахов А. А. Основные аспекты интеграции урочных и внеурочных занятий по физике при активизации познавательной деятельности учащихся // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2017. - № 1-1. - С. 86-90.

10. Методика факультативных занятий по физике : пособие для учителя / под ред. О. Ф. Кабардина, В. А. Орлова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1988. - 240 с.

11. Немирович Е. М. Использование метапредметных умений на внеурочных занятиях по физике для развития исследовательской компетенции // Педагогическое образование и наука. - 2018. - № 6. - С. 119-121.

12. Попова М. Н., Ситнова Е. В., Попов И. П. Некоторые принципы построения интегрированных занятий по физике в рамках внеурочной деятельности // Мир науки. - 2017. - Т. 5. - № 1. - С. 59.

13. Практикум по физике для профильной школы : учебно-методическое пособие / И. В. Гребенев, О. В. Лебедева, С. В. Полушкина, В. Н. Портнов. - Н. Новгород : Изд-во ННГУ, 2014. - 93 с.

14. Пурышева Н. С., Шаронова Н. В., Исаев Д. А. Фундаментальные эксперименты в физической науке : учебное пособие. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 159 с.

15. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению : учеб. пособие. - М. : Ось-89, 2006. - 480 с.

16. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб. : Речь, 2010. - 350 с.

17. Федеральные государственные стандарты основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/8f549a94f631319a9f7f5532748d09fa/ (дата обращения: 30.08.2019).

18. Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/bf0ceabdc94110049a583890956abbfa/ (дата обращения: 30.08.2019).

19. Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование. Элективный курс / А. В. Сорокин, Н. Г. Торгашина, Е. А. Ходос, А. С. Чиганов. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

20. NuMinds After School Programs [Electronic resource]. - Mode of access: https://numindsenrichment.com/after-school-steam-programs (date of access: 05.09.2019).

21. The Scientific Research program [Electronic resource]. - Mode of access: https://bendsciencestation.org/classes/scientific-research (date of access: 05.09.2019).


Для цитирования:


Лебедева О.В., Морозов О.А., Староверова В.В. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. Педагогическое образование в России. 2019;(8):64-72. https://doi.org/10.26170/po19-08-09

For citation:


Lebedeva O.V., Morozov O.A., Staroverova V.V. ORGANIZING THE EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS IN EXTRACURRICULAR STUDIES ON PHYSICS IN MODERN CONDITIONS. Pedagogical Education in Russia. 2019;(8):64-72. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-08-09

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)