Preview

О ГОТОВНОСТИ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

https://doi.org/10.26170/po19-08-07

Полный текст:

Аннотация

В статье раскрываются аспекты готовности к реализации проектной деятельности в сфере образования. Рассматриваются общие подходы к проектированию, где освещены этапы разработки проекта: анализ ситуации (с выявлением, уяснением проблемы), определение концепции (целеполагание), планирование деятельности, мобилизация необходимых ресурсов, собственно реализация проекта (методы достижения цели), мониторинг осуществления проекта и оценка продвижения, при необходимости наращивание потенциала проекта, достижение результата и его анализ. Кроме того представлена специфика проектной деятельности в области дошкольного образования как на уровне требований соответствующего образовательного стандарта, так и на уровне готовности субъектов к реализации означенных требований. Авторы отмечают, что далеко не всякий ребенок дошкольного возраста может выступить в роли проектировщика. Для этого ему не хватает необходимых знаний, уровня владения соответствующими ресурсами - материалами, способами деятельности, абстрактного мышления, жизненного опыта (для определения зоны риска, например) и т. п. Для того чтобы ребенок полноценно участвовал в проектной со взрослыми деятельности, у него должны быть сформированы соответствующие умения, в частности, алгоритмические умения. Для их формирования у детей дошкольного возраста используется специальная методика, которая подразумевает три этапа: формирование у детей умений выполнять линейные алгоритмы; формирование у детей умений составлять и выполнять различные алгоритмы; закрепление приобретенных умений в образовательной, игровой и проектной деятельности. Овладев этими алгоритмическими умениями, дошкольник сможет более продуктивно включаться в реализацию проектов. Но и воспитателей - как субъектов проектной деятельности - тоже необходимо подготовить к такой работе, о чем свидетельствуют результаты опроса педагогов дошкольного образования. Проектирование, основанное в том числе и на алгоритмизации деятельности, является сегодня социокультурным трендом, к осознанию и принятию которого необходимо готовить индивида, начиная с уровня дошкольного образования.

Об авторах

Л. В. Воронина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Е. В. Коротаева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Алмазова И. Г., Числова С. Н., Долгошеева Е. В., Корякина Г. А. Формирование готовности педагогов к организации проектной деятельности младших школьников [Электронный ресурс] // Образование и наука в России и за рубежом. - 2019. - № 2 (Vol. 50). - Режим доступа: https://www.gyrnal.ru/statyi/ru/ 1276/ (дата обращения: 25.07.2019).

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 112 с.

3. Воронина Л. В. Ознакомление дошкольников с алгоритмами и формирование у них алгоритмических умений // Детский сад от А до Я. - 2018. - № 1. - С. 30-40.

4. Воронина Л. В., Чудиновских Е. А. Формирование готовности педагогов к организации проектной деятельности детей дошкольного возраста // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2019. - № 3. - С. 4-13.

5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.

6. Каган М. С. Философия культуры / Акад. гуманитар. наук ; СПб. гуманитар. ун-т профсоюзов ; СПб. гос. ун-т. - СПб. : Петрополис, 1996. - 415 с.

7. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование : учеб. пособие / под ред. И. А. Колесниковой. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.

8. Коротаева Е. В., Андрюнина А. С. Проектирование психолого-педагогического цикла дисциплин с учетом ФГОС: модульный подход // Вестник Тюменского государственного университета. - 2016. - Т. 2. - № 4. - С. 235-245.

9. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.

10. Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). - М. : Эгвес, 2004. - 120 с.

11. Осяк С. А., Газизова Т. В. Подготовка педагогов дошкольного образовательного учреждения к организации проектной деятельности дошкольников [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 806-810. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/54425.htm (дата обращения: 25.07.2019).

12. Радионов В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование / СПб. гос. тех. ун-т. - СПб., 1996. - 140 с.

13. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivnja1.narod.ru/NOO_documents/statya_Savenkov.pdf (дата обращения: 25.07.2019).

14. Утюмова Е. А. Условия формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 3. - С. 94-99.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения: 25.07.2019).

16. Флегонтова Н. П. Проектная деятельность в дошкольном образовании: проблемы и перспективы // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2014. - № 2. - С. 10-17.

17. Яковлева Н. О. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем. - Челябинск : Изд-во Челябинского гуманитарного института, 2008. - 279 с.


Для цитирования:


Воронина Л.В., Коротаева Е.В. О ГОТОВНОСТИ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ. Педагогическое образование в России. 2019;(8):50-56. https://doi.org/10.26170/po19-08-07

For citation:


Voronina L.V., Korotaeva E.V. ABOUT READINESS FOR PROJECT ACTIVITY IN PRESCHOOL EDUCATION. Pedagogical Education in Russia. 2019;(8):50-56. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-08-07

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)