Preview

ИCСЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОГО СТРЕССА И ЕГО СВЯЗЬ С УСПЕВАЕМОСТЬЮ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

https://doi.org/10.26170/po19-08-06

Полный текст:

Аннотация

Данная статья посвящена одному из приоритетных направлений исследования - учебному стрессу у старшеклассников и его связи с академической успеваемостью. В теоретической части статьи дан подробный обзор результатов исследований учебного стресса в отечественной и зарубежной психологии. В эмпирической части на выборке 197 старшеклассников, из которых 100 юношей и 97 девушек, подробно описаны проявления учебного стресса: его уровни, уровни стрессоустойчивости и суицидального риска, показатели жизнестойкости. В результате сравнительного анализа между юношами и девушками выявлены следующие различия: у девушек уровень успеваемости выше; девушки более стрессоустойчивы, чем юноши; при этом юноши имеют более высокий уровень жизнестойкости. В результате корреляционного анализа получены почти по всем шкалам данные, доказывающие выдвинутую гипотезу о том, что существует прямая связь между уровнем учебного стресса и уровнем академической успеваемости у старшеклассников.

Об авторах

Э. Э. Сыманюк
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия


Л. В. Оконечникова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия


Е. С. Малова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия


Список литературы

1. Акарачкова Е. С. Основы терапии и профилактики стресса и его последствий у детей и подростков / Е. С. Акарачкова, С. В. Вершинина, О. В. Котова, И. В. Рябоконь // Вопросы современной педиатрии. - 2013. - Т. 12. - № 3. - С. 38-44.

2. Акутина С. П. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия / С. П. Акутина, Е. В. Киселева // Молодой учёный. - 2017. - № 6. - С. 417-419.

3. Али-Заде А. С. Будущее как источник стресса у современных подростков / А. С. Али-Заде, А. А. Бочавер, И. Д. Хломов, К. Д. Хломов // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие : материалы IV Междунар. науч. конф. - 2016. - Т. 1. - С. 286-288.

4. Алифановене Д. Анализ возможностей преодоления стресса у подростков в Литве / Д. Алифановене, А. Вайткявичене, А. Кепалайте, О. Шапелите // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие : материалы IV Междунар. науч. конф. - 2016. - Т. 2. - С. 212-215.

5. Белова Е. А. Изучение учебного стресса современных старшеклассников как препятствия на пути их развития // Гендерный аспект. - 2013. - № 6. - С. 22-25.

6. Варабина А. В. Гендерные особенности совладающего поведения современных подростков / А. В. Варабина, Т. В. Егорова // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие : материалы IV Междунар. науч. конф. - 2016. - Т. 1. - С. 288-290.

7. Дубровина Л. А. Развитие эмоционального интеллекта как условие профилактики возникновения учебного стресса у старшеклассников / Л. А. Дубровина, Н. Д. Загацкая, Д. И. Макаров, А. Ю. Щеглова // Новый взгляд. Международный научный вестник. - 2014. - № 6. - С. 124-132.

8. Комарова И. А. Нестабильность эмоциональной сферы личности подростка - условие возникновения стресса // Материалы II Международной научно-практической конференции / Витебский государственный университет им. П.М. Машерова. - 2011. - С. 118-120.

9. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. - М. : Смысл, 2006. - 65 с.

10. Разуваева Т. Н. Опросник суицидального риска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5675527/page:7/ (дата обращения: 10.04.2019).

11. Сиденко Е. А. Профилактика экзаменационного стресса у старших подростков // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2013. - № 1. - С. 29-31.

12. Старосокольская Д. А. Взаимосвязь учебной успешности и эмоционального стресса у подростков // Молодой ученый. - 2018. - № 11. - С. 128-130.

13. Тест самооценки стрессоустойчивости С. Кохена и Г. Виллиансона [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //https://banktestov.ru/test/56746 (дата обращения: 10.04.2019).

14. Тукина Л. В. Трудные жизненные ситуации глазами старшеклассников / Л. В. Тукина, С. А. Хазова // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие : материалы IV Междунар. науч. конф. - 2016. - Т. 1. - С. 395-398.

15. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб. : Питер, 2006. - 256 с.

16. Akgün S. Learned Resourcefulness Moderates the Relationship Between Academic Stress and Academic Performance / S. Akgün, J. Ciarrochi // Educational Psychology. - 2003. - № 23. - Р. 287-294.

17. Akin A. A Scale Adaptation Study Related to the Examination of Adolescents' Levels of Educational Stress / A. Akin, I. Celik, H. Saricam // Üniversitepark Bülten. - 2014. - Vol. 3. - № 2. - P. 44-55.

18. Alvord M. Identifying signs of stress in your children and teens [Electronic resource] / M. Alvord, D. J. Palmiter. - Mode of access: https://www.apa.org/helpcenter/stress-children.aspx (date of access: 15.04.2019).

19. Celik I. Mediator Role of Metacognitive Awareness in the Relationship between Educational Stress and School Burnout among Adolescents / I. Celik, H. Sakiz, H. Saricam // Journal of Education and Future year. - 2017. - № 11. - P. 159-175.

20. Chambers A. Girls' academic achievement: varying associations of extracurricular activities / A. Chambers, J. Schreiber // Gender and Education. - 2007. - Vol. 16. - № 3. - P. 327-346.

21. Dunn B. Personal, health, academic, and environmental predictors of stress for residence hall students / B. Dunn, L. Dusselier, M. C. Shelley, Y. Wang, D. F. Whalen // J. Am Coll Health. - 2005. - Vol. 54. - № 1. - Р. 15-24.

22. Kaplan S. Meditation, restoration, and the management of mental fatigue // Environment and Behavior. - 2001. - № 33. - P. 480-506.

23. Kulshreshtha R. Academic Anxiety and Academic Achievement / R. Kulshreshtha, C. G. Murthy // Journal of Indian Education. - 1999. - № 2. - Р. 29-37.

24. Murff S. The impact of stress on academic success in college students // The ABNF journal. - 2005. - Vol. 16. - № 5. - P. 102-104.

25. Palmiter D. J. Teens and Stress: How to Keep Stress in Check [Electronic resource] / D. J. Palmiter, D. Wilson. - Mode of access: https://www.apa.org/helpcenter/stress- teens.aspx (date of access: 15.04.2019).


Для цитирования:


Сыманюк Э.Э., Оконечникова Л.В., Малова Е.С. ИCСЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОГО СТРЕССА И ЕГО СВЯЗЬ С УСПЕВАЕМОСТЬЮ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ. Педагогическое образование в России. 2019;(8):42-49. https://doi.org/10.26170/po19-08-06

For citation:


Symaniuk E.E., Okonechnikova L.V., Malova E.S. RESEARCH OF EDUCATIONAL STRESS AND ITS COMMUNICATION WITH ACHIEVEMENT AT STUDENTS OF SENIOR CLASSES. Pedagogical Education in Russia. 2019;(8):42-49. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-08-06

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)