Preview

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ О КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ УЧИТЕЛЯ

https://doi.org/10.26170/po19-08-05

Полный текст:

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования представлений учащихся о коммуникативных компетенциях учителя. В выборку вошли учащиеся 9-х классов школ г. Екатеринбурга в количестве 48 человек. В работе была использована методика «Оценка коммуникативных компетенций учителя», состоящая из списка коммуникативных компетенций учителя (всего 21 дескриптор). Испытуемые оценивали степень выраженности каждой компетенции по 10-ти бальной шкале у «реального» и «идеального» учителя. Выделены уровни развития коммуникативных компетенций учителя (низкий, ниже среднего, выше среднего и высокий). Анализ оценок, данных учащимися, позволил установить, что, согласно их представлениям, компетенции «реального» учителя находятся в диапазоне ниже и чуть выше среднего уровня, в то время как по всем компетенциям показатели «идеального» учителя оказались на высоком уровне. Проведен качественный анализ результатов на основе выделенных групп коммуникативных компетенций, а именно компетенций, связанных с взаимодействием учителя и ученика; с деятельностью педагога; с личностью педагога как субъекта деятельности. Выявлено, что в представлениях учащихся о «реальном» учителе наибольшее число компетенций с низкими показателями вошли в первую группу, отражающую взаимодействие учителя и ученика. В представлениях же учащихся об «идеальном» учителе наиболее высокие показатели были во второй группе, связанной с деятельностью учителя, что опровергает мнение о незаинтересованности учащихся в учебном процессе, в получении знаний. Установлено, что представления учащихся о коммуникативных компетенциях «реального» и «идеального» учителя достоверно отличаются по всем дескрипторам на высоком уровне значимости. Доказано, что наибольшие различия наблюдаются в отношении такого качества, как «эмпатия», в то время как наименьшие различия связаны с такой компетенцией учителя, как «эмоциональность».

Об авторах

А. М. Вильгельм
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия


А. В. Вильгельм
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия


И. Г. Чугаева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Андреева Е. А. Образ современного учителя в представлении студентов педагогического вуза // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 7. - С. 150-151.

2. Аухадеева Л. А. Коммуникативная культура педагога как фактор повышения качества образования // Филология и культура. - 2012. - № 1 (27). - С. 226-230.

3. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании: к освоению компетентностного подхода // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-13.

4. Вильгельм А. М. Содержание и динамика представлений учителей о коммуникативной культуре : дис. … канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2013.

5. Вильгельм А. М., Вильгельм А. В. Исследование представлений учащихся о коммуникативной культуре учителя // Известия Урал. гос. ун-та. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2017. - Т. 23. - № 1 (159). - С. 93-101.

6. Вильгельм А. М., Вильгельм А. В. Представления родителей о типах коммуникативного поведения учителя // Известия Урал. гос. ун-та. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2017. - Т. 168. - № 23 (4). - С. 119-127.

7. Глотова Г. А. Мировоззренческие подходы к образованию и профессиональным компетенциям педагога [Электронный ресурс] // Тезисы второй научно-методической конференции «Новые образовательные программы МГУ и школьное образование» : материалы конференции учителей школ и преподавателей МГУ имени М. В. Ломоносова. 17 ноября 2012 г. - М., 2012. - Режим доступа: http://teacher.msu.ru/ upload/teacher/conf/conf2012/sbornik/sbornik_2012_7-2_5.pdf (дата обращения: 24.03.2013).

8. Гурова О. С., Савченко Е. Д. Социальные представления педагогов о субъектах образовательного процесса // Международный научно-исследовательский журнал. - 2013. - № 5 (12). - Ч. 3. - С. 98-100.

9. Ершова И. А. Школьный учитель и преподаватель вуза: гендерное сравнение // Гендерные отношения и гендерная политика в вузе : сб. статей / под ред. Е. Г. Трубиной, М. А. Литовской. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2003. - С. 264-271.

10. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-29.

11. Зимняя И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

12. Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий : учеб.-метод. пособие. - Омск : Изд-во Омск. ун-та, 2003.

13. Калюжный А. А. Исследование стереотипных представлений об имидже учителя // Известия Саратов. ун-та. Серия : Философия. Психология. Педагогика. - 2010. - Т. 10. - № 3. - С. 73-78.

14. Клименских М. В., Ершова И. А. Педагогические конфликты в школе : учеб. пособие. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015.

15. Кузьменкова О. В. Структура и содержание представлений учителей о своей профессиональной роли // Вестник Оренбург. гос. ун-та. Гуманитарные науки. - 2005. - Т. 1. - № 10. - С. 55-58.

16. Панова Е. А. «Хороший ученик» в представлениях современных петербургских учителей: специфика дискурса // Известия Росс. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2007. - Т. 7. - № 25. - С. 98-103.

17. Сидоров С. В. Компетентностный подход к построению педагогического процесса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://si-sv.com/publ/20-1-0-217 (дата обращения: 27.08.2019).

18. Шадриков В. Д., Кузнецова И. В. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников / Министерство образования и науки РФ, Институт содержания образования государственного учреждения «Высшая школа экономики». - М., 2010.


Для цитирования:


Вильгельм А.М., Вильгельм А.В., Чугаева И.Г. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ О КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ УЧИТЕЛЯ. Педагогическое образование в России. 2019;(8):34-41. https://doi.org/10.26170/po19-08-05

For citation:


Wilhelm A.M., Wilhelm A.V., Chugaeva I.G. STUDENTS' PERCEPTION OF TEACHER'S COMMUNICATION COMPETENCES. Pedagogical Education in Russia. 2019;(8):34-41. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-08-05

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)